15.06.2015
В психологии есть такой описанный эксперимент, который называется «исследования Розенталя об ожиданиях».
Обычные психологи, которые, на самом деле, мало во что верят, выяснили следующий момент. Они взяли в обычной школе группу детей и методом методологического научного тыка разделили на три подгруппы: это – «умные» дети, это – «обычные» дети, а это – «тупые» дети.
И сказали об этом всем учителям и преподавателям в этом учебном заведении, навесив таким образом ярлыки. И, в конце-концов, по результатам исследования оказалось, что у тех, к кому преподаватели относились, как к умным, результаты были выше.
Это было не просто ожидание в воображении, а это было зафиксировано на бумаге, что их IQ, умственные способности — они выше. Соответственно, у детей, которым повесили ярлык «тупые» — у них самые низкие результаты, а дети с ярлыком «обычные» имели обычные результаты.
Даже психологи объяснили следующее: наши ожидания сбываются.
В этом и есть суть работы наших убеждений, в этом суть фундаментального строения нашей вселенной, нашей психики, нашего бессознательного.
Когда вы идете к психологу, психотерапевту, в этом тоже заключается эффект ожидания. Если вы, как психотерапевт, свято верите, что ваш клиент 100% излечится, то, скорее всего, в этом есть какая-то вероятность.
Если вы изначально бессознательно уверены, что болезнь неизлечима, что из депрессии нельзя выйти быстрее, чем за год, то, соответственно, в процессе психотерапии вы это и получаете.