Здравствуйте, товарищи!
9-го февраля посетил здание Торгово-промышленной палаты (ТПП) на Ильинке, 6. Там проходило очередное заседание совета ТПП по промышленному развитию и конкурентоспособности. Руководит этим советом Бабкин Константин Анатолиевич - председатель совета директоров ассоциации «Росспецмаш».
Идеи этого предпринимателя по развитию отечественной промышленности мне всегда были интересны, поэтому я по возможности стараюсь посещать мероприятия, которые он организует. Прошедшая встреча была посвящена кадрам для промышленности (дословное название темы: «кадры для промышленности – подготовка к новой индустриализации – проблемы, решения.»). После вступительного слова вице-президента ТПП Курочкина Дмитрия Николаевича слово по традиции подобных совещаний взял Константин Анатолиевич.
Отметив некоторые положительные подвижки в промышленной политике, проводимой государством, докладчик обратил внимание на проблему, которую можно охарактеризовать одной фразой: «Деньги есть, кадров нет». Опрос, проведённый ТПП среди руководителей предприятий, показал, что трудности с кадрами испытывают все респонденты. При этом проблемы с наймом рабочих испытывают 90 % опрошенных. Недобрым словом была помянута образовательная программа «Приоритет 2030». По выражению Бабкина документы проекта аккуратно «обтекают взаимодействие с промышленностью». Была подчёркнута оторванность задач, которые ставит перед своими учреждениями Министерство Образования, от нужд промышленности.
Далее выступил Колодкин Владимир Александрович – проректор по учебной работе Донского Государственного технического университета (https://donstu.ru/structure/cadre/kolodkin-vladimir-aleksandrovich/).
Владимир Александрович произвёл на меня впечатление классического «человека-функции» от современного министерства образования. Как религиозный начётчик он стал петь слушателям набившие оскомину мантры современных чиновников от образования о «цифровизации», «индивидуальных образовательных траекториях», «гибкости и модульной структуре учебного плана», «эффективных коммуникативных навыках» и прочей белиберде, которыми люди, стоящие у руля нашего образования, хотят заменить классические фундаментальные и инженерные знания, которые должны давать школы и ВУЗы. Не буду останавливаться на этой критике долго; кому интересно отсылаю, например, вот к этим материалам ИА «Красная весна» «О Дивном Новом Цифровом Образовании» (https://rossaprimavera.ru/article/334ebf10 - Часть 1, https://rossaprimavera.ru/article/4e28d650 - Часть 2, https://rossaprimavera.ru/article/44ae21fd - Часть 3). Однако, хотелось бы отметить, что определённое развитие Донского ГТУ в сторону обучения студентов чему-то полезному в докладе Колодкина было представлено. Вот, например, как выглядит учебно-производственная площадка «Образовательная фабрика 4.0» созданная совместно с индустриальными партнёрами университета.
Также внушает надежду стратегическое партнёрство между Донским ГТУ и Ростсельмашем подписанное в 2017 году (https://donstu.ru/news/obshchee/novaya-vekha-v-sotrudnichestve-dgtu-i-rostselmash-partnery-podpisali-soglashenie/). Те, кто пройдут по ссылке, обратят внимание, что тут основные направления сотрудничества описаны чётко и понятно, и здесь уже звучат нормальные, человеческие цели такие как: «научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы», «целевая подготовка специалистов для предприятия», «прохождение практики на заводе» и т.д.
Далее выступил Денис Александрович Родионов – директор по персоналу Ростсельмаша. В его выступлении хотел бы отметить упоминание проблемы сокращения населения России и попытку государства решить эту проблему при помощи интенсивного завоза мигрантов.
Очень ярким получилась речь следующего спикера – генерального директора компании «Таурас-Феникс» Данилиной Светланы Евгеньевны.
Светлана Евгеньевна очень ярко и эмоционально рассказала о современных «коммуникативных личностях», выпускаемых нашими вузами, которые не умеют чертить и не знают, что нержавейку не надо красить, так как в защите от коррозии она не нуждается. Она несколько раз подчеркнула важность именно классического инженерного образования, а не всевозможных «образовательных траекторий». Думаю, генеральный директор крупного машиностроительного производства (https://taurasfenix.com) знает о чём говорит.
Было очень интересно послушать и следующего выступающего – директора по внешним коммуникациям АО «Росэлектроника» Брыкина Арсения Валерьевича. Он рассказал о серьёзной зависимости современного человека от всевозможных гаджетов, и от необходимости постоянно находиться в соцсетях, которые приводят, например к тому, что многие современные работники до 30 лет «не могут держать в голове задачу более 2-3 часов». Арсений Валерьевич отмечает, что «при этом сами «цифровые технологии» для таких людей – чёрный ящик». Арсений Валерьевич также отметил необходимость оснащения отечественных учебных лабораторий отечественными же программно-аппаратными решениями.
Очень приятно было послушать декана факультета аэрофизики и космических исследований МФТИ Негодяева Сергея Серафимовича.
Отрадно, что прославленный МФТИ остаётся кузницей кадров для таких же прославленных РКК «Энергия», Института Космических Исследований РАН, «Вертолётов России» и т.д. Опять же здесь звучали нормальные слова и выражения, такие как «фундаментальные предметы», «профильные предметы», «специальные предметы»… Никаких «гибких модульных учебных планов».
Следующий докладчик - руководитель специальных проектов компании АСКОН Павел Щербинин сделал очень интересный доклад об опыте трёхстороннего сотрудничества АО НПП «Радиосвязь», Сибирского Федерального Университета (г. Красноярск) и российским производителем инженерного ПО «Асконом».
Павел рассказал о внедрении в образовательный процесс СФУ задач, курсов и специальностей, позволяющих лучше подготовить студентов к работе в организациях, занимающихся средствами связи, в частности НПП «Радиосвязь».
Выступивший следом директор Забайкальского Аграрного Института Игорь Анатольевич Борискин пожаловался, что средства, выделяющиеся в рамках программы «Приоритет 2030», тратятся исключительно на крупные университеты. Остальные ВУЗы практически не имеют возможности в этой программе даже участвовать, при том, что Забайкальский Аграрный Институт, например, играет важную роль для сельского хозяйства страны, так как готовит специалистов-практиков по востребованным именно на селе специальностям (агроном, ветеринар и т.д.). Например, в институте есть своё охотоведческое и производственное хозяйство.
Далее мы услышали доклад Хафизова Рустама Рамильевича – главного аналитика группы компаний «Черкизово». В своей речи Рустам Рамильевич, сообщил нам, что кадры являются главной проблемой для его компании. Как и предыдущие представители бизнеса он посетовал на то, что университеты не слышат потребностей бизнеса при составлении своих программ. При этом, по словам Хафизова, сельское хозяйство и пищевое производство на данный момент являются одними из ведущих отраслей российской экономики, но среди молодёжи работа в сельско-хозяйственных и пищевых предприятиях не популярна.
Последний человек, на выступлении которого хотелось бы остановиться – Разбродин Андрей Валетинович - Президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности. Он посетовал на то, что отраслевое образование для текстильной промышленности фактически загублено. Он высказал недовольство, например, процессами слияний, организованными, например, в Российском Государственном Университете имени Косыгина (бывший Московский технологический институт лёгкой промышленности). По его мнению, новые учебные программы вновь образовавшегося ВУЗа гораздо меньше подходят для нужд текстильной промышленности, чем старые. При этом Андрей Валентинович видит огромный потенциал в текстильной отрасли, которая может «выстрелить» также как отечественное сельское хозяйство и пищевое производство при соответствующих мерах государственной поддержки. Подробнее можно прочитать в его декабрьском интервью - https://news.tpprf.ru/ru/opinion/2924709/.
На этом обсуждение выступлений и докладов я хотел бы закончить (хотя были и ещё интересные спикеры) и перейти к выводам.
1. Отрадно отметить, что деятельность современного министерства образования не устраивает не только родителей, переживающих за своих детей, но и капитанов предприятий российской обрабатывающей промышленности. Все понимают, что под красивыми, на мой взгляд бессмысленными словами, за ширмой которых Минобр прячет свои инициативы скрывается ликвидация доступного, качественного образования у нас в стране. А это, в свою очередь приводит к кадровому голоду, который испытывают все отечественные предприятия, о чём говорили все докладчики, связанные с производственными предприятиями.
2. В связи с этим хотел бы подчеркнуть необходимость консолидации всех здоровых сил российского общества, к каковым безусловно, я считаю, относится и российский капитал, связывающий своё будущее с нашей страной (в первую очередь это предприятия обрабатывающей промышленности). Нам всем одинаково враждебен, что Центробанк, душащий экономику высокими процентными ставками под предлогом борьбы с инфляцией, что чиновники от образования, внедряющие дибилизирующие программы и дистанционную форму обучения под предлогом «модернизации образования» и «борьбы с пандемией». Все те, кто искренне «за Россию» должны объединяться, так как у нас общая базовая система ценностей: крепкая семья, крепкое государство, сильная армия, развитая промышленность, хорошее, доступное образование, возможность реализовать свои самые смелые созидательные мечты на нашей земле. Именно поэтому в борьбе за будущее своих детей, а значит и своей страны я наблюдаю объединение людей самых разных взглядов: коммунистов и религиозных людей, сторонников демократии и монархистов, владельцев предприятий и наёмных рабочих…
3. Закончить хотелось бы на позитиве. Судя по всему, серьёзные средства на развитие наших ВУЗов выделены и эти средствам по тем или иным каналам доходят до нашей высшей школы. В процессе подготовки этой статьи я постоянно наталкивался на фотографии новых университетских зданий в самых разных городах нашей страны и это оставляет пространство для некоторого оптимизма.