Найти тему

Что такое «Я»?

В юности, когда я начинал размышлять над тем, "что Я такое?", в душу ко мне неизменно закрадывалось немое отчаяние.

- Как, должно быть, легко материалисту, - думал я, - полагающему, будто "он", это всего лишь его телесная оболочка. Или психологу, усматривающему сущность человеческой личности в потоке эмоционально-интеллектуальных переживаний. Гораздо труднее ответить на этот вопрос философу-идеалисту, мистику или теологу, но и они справляются с поставленной перед ними задачей, объявляя человеческое "Эго" частицей Абсолютной Идеи или некой Божественной Искрой.

Самое интересное, что любое из этих определений в какой-то мере отражает действительное положение вещей, но как всякое отражение, оно неизбежно искажает истину. Порою до неузнаваемости.

Теперь, когда времена воинствующего материализма отошли в прошлое, утверждение, согласно которому "душа" и "тело" - одно и то же, вряд ли кого-то сможет удовлетворить.

И если "обычный" человек, решая данный вопрос, вынужден ограничиваться спекулятивными рассуждениями, то люди, пережившие клиническую смерть или освоившие хотя бы самый простой метод "астральной проекции", убеждаются в этом на опыте. Переживание, когда ты впервые видишь "себя" со стороны, мирно спящим в постели или лежащим на реанимационном столе, коренным образом изменяет всю последующую жизнь.

В том, что мои эмоции и мой интеллект (т.е., моя психика), далеко не мое "Эго", я убедился благодаря
медитации. Когда постепенно гаснут сначала ощущения физического тела, затем любые эмоциональные переживания и порождаемые разумом мысли или образы, и когда, несмотря на это, восприятие собственного "Я" остается (и даже многократно усиливается!), начинаешь понимать, что экспериментальная психология еще очень и очень молодая наука и что если отрицать полностью все ее достижения и выводы все-таки не стоит, принимать их нужно с большой осторожностью.

Так что же такое, в конце-то концов, это загадочное человеческое "Я"?!
Где оно скрывается и в чем заключена его сущность?

Определения типа "Божественной Искры" или "Абсолютной Идеи" конечно прекрасны, но отвечают ли они на поставленный вопрос прямо, и не маскируют ли наше неведение под знание, вместо того, чтобы действительно рассеивать застилающий наши глаза туман?..

Размышляя самостоятельно, а не полагаясь слепо на преподносимые тебе "готовые истины", нельзя не понять, что мир устроен гораздо сложнее, чем мы его себе представляем, и, вместе с тем, гораздо проще, чем его описывают лучшие умы человечества.

Еще более поразительные вещи открываются тому, кто начинает постигать мир, опираясь не только на разум, но и на то "интуитивное чувство", которое у подавляющего большинства человеческих особей находится в дремлющем состоянии и которое открывается пытливому уму, подобно вспышке молнии, полностью переворачивая его представления о реальности. (В дзен-буддизме такое перерождение называется "Сатори").

А что такое "Я" ("Эго") в вашем понимании?..