Можно до хрипоты спорить над тем, полезно или вредно это ваше ЕГЭ, но это совершенно не важно, потому что уродство современной системы образования спрятано гораздо глубже. Образование было ущербным задолго до того, как мы впервые услышали эту аббревиатуру. И у меня есть кое-какие мыслишки на этот счёт.
Я думаю, что вся беда в образовательных стандартах, по которым живут учителя и заставляют жить детей. Как вообще образование может быть стандартным? Стандартной может быть только дрессировка. Три шага вперед, один вправо, встал на задние лапки, передние держишь под углом 45 градусов, гавкнул тремя короткими отрывистыми гавами, получил лакомство. Примерно так выглядит современное образование.
Как можно подходить стандартно к познанию мира – бесконечного, необъятного, непостижимого? Люди устроены по-разному. Кто-то лучше воспринимает информацию глазами, кто-то – ушами, кому-то надо потрогать, кому-то показать трехмерную модель химического элемента и описать последовательность реакций, а кому-то – рассказать одну притчу вместо тысячи формул.
У каждого свой путь к знаниям, но школа ни с кем не церемонится. Всех загоняют на одну полосу препятствий и стегают. Ты должен быть как все, ты обязан то, ты обязан это. Зачем обычному человеку нужна алгебра? Зачем в меня вбивали навык извлечения квадратного корня из многочлена? Скольким людям я не задавал этот вопрос, ни один не смог мне внятно на него ответить. «В жизни, мол, всё может пригодиться». Давайте же заставим детей учить наизусть текст доклада Дмитрия Медведева от 3 октября 2013 года на 13-м съезде партии «Единая Россия». Всяко ведь может пригодиться в жизни. А еще зазубрим последнее слово Навального в суде. Чем черт не шутит. И формулу духов «Шанель №5» тоже давайте включим в программу по химии. Мало ли, где она может пригодиться.
Вы никогда не думали, отчего людям так сложно понимать и принимать друг друга? Не от того ли, что мы все живем в мире аксиом? Картина мира среднестатистического образованного человека стоит из бесконечной череды аксиом, которые он считает знаниями. Дважды два – четыре, обезьяна – предок человека, Гитлер – плохой, Ленин - хороший… Ой, простите. Это меня так учили. Теперь дети не знают, кто такой Ленин, потому что он перестал быть хорошим, а записывать его в плохие – это ломать систему, на которой все держится. Тогда получится, что образование тех, кому сейчас более сорока лет было неправильным. Мы же не признаем себя необразованными или неправильно образованными. Так же произошло со Сталиным. Когда я учился в школе, нам про него не рассказывали на уроке истории, ведь он перестал быть хорошим сразу после того, как умер. У кого дома был дедушка-сталинист, тот впитывал аксиому, что Сталин оболганный отец народов, а у кого дома был дедушка-диссидент, тот понимал, что Сталин – палач. А о том, что эпоху и даже личность можно изучать, не давая оценок, или давая оценки конкретным делам и поступкам, а не личности и не эпохе в целом, нам невдомек. Матрица, в которой мы все обязаны жить, черно-белая.
Карфаген пал, потому что люди в нем были плохие, злые, алчные и жестокие. Это я вам коротко изложил суть параграфа из учебника истории за пятый класс. Наверное, так же будут описывать Путинскую Россию в украинских учебниках истории. Но не факт. Может быть Украина снова станет частью России и в учебниках будет написано о том, как великий украинский народ выбрался из-под ига США. Если бы финикийцы тогда победили римлян, сейчас мы бы читали в учебниках, что римляне были алчными, глупыми, жадными и злыми.
Интересно, а в древней Греции были образовательные стандарты? Имел право грек не знать, кто из богов главнее, сильнее и могущественнее? Имел ли он право предположить, что землю держат не киты, а черепаха, например?
Смешные они – эти древние греки. Дремучие. Мы то теперь находимся на вершине научной мысли. Мы знаем, что земля круглая, вода жидкая, а небо – газообразное. Мы даже знаем, что есть квантовая физика. Но ведь и древние греки жили на вершине научной мысли. И если бы образовательные стандарты были нерушимы, ученые сломали бы себе весь мозг, объясняя, почему из космоса не видно китов, на которых держится земля.
Так может отказаться от стандартов и дать возможность детям познавать мир во всей его полноте и в цвете? Дать возможность выбирать свой путь? Хочешь стать математиком – извлекай свой квадратный корень. Хочешь узнать другой взгляд на историю Карфагена – дерзай. А хочешь – напиши свою версию истории.
Учителя, которые сегодня учат наших детей загнаны в матрицу своих образовательных стандартов. Кажется, что они не хотят видеть в детях индивидуумов. На самом деле они не могут. Потому что они сами отказались от своей индивидуальности в пользу матрицы образовательных стандартов. Они часть системы, рабы системы и ее верные слуги, загоняющие в матрицу своих стандартов свое стадо, чтобы оно стало частью этой же системы. Они не приемлют никакого инакомыслия, никакой свободы суждений и, тем более – свободы действий. Ты должен… ты обязан…
Почему наш век так беден Коперниками, Ньютонами, Менделеевыми? Может быть сенсационных научных открытий не совершается потому что все законы мироздания давно открыты? Ха-ха-ха-ха-ха! Нет! Потому что совершить научное открытие можно только вырвавшись из образовательной матрицы. Видимо не родился ещё наш Нео.