Часть первая. Лайт-гайд, и не только.
"Разве не поэт Левицкий? Какие и как у него переданы женщины». Константин Коровин.
Все началось в 1697 году, когда в одном из местечек Полтавской губернии родился Григорий Носов.
Ну и чем он примечателен, спросите Вы...
Отвечу. Григорий Кириллович был незаурядный человек.
Мы все представляем, что такое Россия в 18 веке.
Представьте себе тогда и то, что не знатный и не богатый парень из глубинки, получает образование в Киеве, увлекается итальянской живописью, находит себе применение как гравёр, рисовальщик и мастер церковной росписи.
Женится не только расчета ради, но и по любви на дворянке Агаше Левицкой, в 1735 году у него рождается сын Дмитрий, а спустя еще три года Григорий Кириллович принимает сан священника.
Говорят, что по блату, а может и в силу большого дарования, но священника Левицкого не отправляют в отчий приход, а оставляют в Киеве, при типографии Киево-Печерской лавры.
Дмитрий Левицкий вырос окружённый любовью мамы и деятельным участием отца, ставшим не только его творческим наставником,но и начальником типографии.
Но не будем задерживаться на истории становления и развития великого мастера русского классицизма Дмитрия Григорьевича Левицкого.
Мой рассказ о портрете и жизни Агафья Дмитриевны, внучки Григория Носова и Агаши Левицкой. Дочери художника Дмитрия Григорьевича и его супруги Анастасии Яковлевны Левицких.
Однако, отметим следующее.
Конечно, мы все знаем и то, что художник был гением портрета, парадного и камерного.
Особенно ему удавались, на мой взгляд , портреты женщин. Уже
великих и только еще начинающих жить.
Весь этот невероятный момент ожившего материального мира с ярким и чарующим всплеском личности .
Как ему это удавалось в главном ? Вся эта естественность и одновременно изящная игра, перелив оттенков шелка и не поза, а черты личности человека?..
Я полагаю, что все это достигалось тем, что академик Левицкий не только искал внешнего сходства, но и непринуждённости. Через которую ведь проще увидеть человека, а не его маску.
Левицкого интересовал человек, а не фарфоровая кукла, обвитая шелком и жемчугами.
Минимум от безделушки барокко и максимум живого человека. Вот к чему стремился художник, на мой взгляд.
Но как всё-таки технически этого достичь, спросите Вы?
Для этого мастер просил свою модель... встать. Расслабить плечи. Принять удобное положение. И быстро все зарисовывал.
Ни императрица, ни воспитанницы Смольного, ни дочка Агаша не позировали ему в тех нарядах, которые запечатлены на их портретах.
Мастер просил женщин одеваться в повседневное или пусть даже нарядное, но именно привычное для них платье.
А вот костюм для картины высылался художнику отдельно.
В случае с платьем Агаши , конечно, было и так, и чуточку иначе, но об этом позже.
Затем обряжался манекен и художник не просто списывал фактуру ткани , перелив оттенков. И не просто потом "наряжал" свою героиню.
Левицкий создавал то, что было, должно было быть и могло бы быть .
И по моим сведениям художник все-таки мог быть представлен императрице Екатерине Второй , рисовал ее, а не только получал ее наряды с придворными для создания образа Великой женщины -государыни.
А что получалось - то мы видим на его картинах.
Например, на портрете его супруги, Анастасии Яковлевны .
Что-то похожее на Екатерину Вторую мелькает в образе, не так ли? И да, так все и полагали, что это собственно один из портретов императрицы, не очень удачный причем.
Однако, как выяснили потом ученые, это все-таки портрет жены художника.
И одета она на картине , конечно, не в затрапез, но и не в бальный наряд. При этом, женщина выглядит торжественно. И дело не только в посадке головы, корпулентности или желании казаться властной и значительной.
Это и не камерный, но и не парадный портрет.
Это портрет нежного чувства к величию личности. Так я полагаю.
Анастасия Яковлевна родилась в 1744 году, вышла замуж молодой за уже солидного по представлениям того времени мужчину,занималась ,как положено, домом и детьми.
В браке у супругов родилось трое детей, мальчики умерли в младенчестве. Выжила только девочка- Агаша, которая родилась в 1765 году и была названа в честь матушки художника.
Через четыре года от рождения Агаши, в 1769 году скончался ее дед Григорий (Носов) Левицкий.
Но он еще пришлет свое благословение внучке.
Анастасия Яковлевна же, будучи дамой крепкой во всех отношениях (художник страдал ревматизмом и тяжело переживал прижизненное забвение , дочь умерла около сорока пяти лет, зависимая от обстоятельств) переживет своих родных- мужа и дочь . И с кончается в глубокой старости, в1835 году, в столетие со дня рождения своего супруга.
Но вернемся к ее портрету, который датируется 1780 годом, то есть маме Агаши здесь нет сорока, тридцать пять - тридцать шесть лет, а не сорок два, как многие считают.
Значит их дочке Агаше тогда было лет 15, не больше, а ее будущему мужу около двадцати.
Но уже через пять лет она станет невестой и счастливый отец напишет ее портрет.
А будущий жених в это время будет строить стремительную карьеру .
А пока автопортрет художника.
Спасибо за внимание 💚
Copyright Мартынова Н. А., 2022