Найти тему

Мгновение счастья Агаши- портрет и жизнь.

Часть первая.  Лайт-гайд, и не только.

"Разве не поэт Левицкий? Какие и как у него переданы женщины». Константин Коровин

Все началось в 1697 году, когда в одном из местечек Полтавской губернии родился Григорий Носов.

Ну и чем он примечателен, спросите Вы...

Отвечу. Григорий Кириллович был незаурядный человек.

Мы все представляем, что такое Россия в 18 веке.

Представьте себе тогда и то, что не знатный и не богатый парень из глубинки, получает образование в Киеве, увлекается итальянской живописью, находит себе применение как гравёр, рисовальщик и мастер церковной росписи.

Женится не только расчета ради, но и по любви на дворянке Агаше Левицкой, в 1735 году у него рождается сын Дмитрий, а спустя еще три года Григорий Кириллович принимает сан священника.

Говорят, что по блату, а может и в силу большого дарования, но священника Левицкого не отправляют в отчий приход, а оставляют в Киеве, при типографии Киево-Печерской лавры.

Дмитрий Левицкий вырос окружённый любовью мамы и деятельным участием отца, ставшим не только его творческим наставником,но и начальником типографии.

Но не будем задерживаться на истории становления и развития великого мастера русского классицизма Дмитрия Григорьевича Левицкого.

Мой рассказ о портрете и жизни Агафья Дмитриевны, внучки Григория Носова и Агаши Левицкой. Дочери художника Дмитрия Григорьевича и его супруги Анастасии Яковлевны Левицких.

Однако, отметим следующее.

Конечно, мы все знаем и то, что художник был гением портрета, парадного и камерного.

Особенно ему удавались, на мой взгляд , портреты женщин. Уже

великих и только еще начинающих жить.

Весь этот невероятный момент ожившего материального мира с ярким и чарующим всплеском личности .

Как ему это удавалось в главном ? Вся эта естественность и одновременно изящная игра, перелив оттенков шелка и не поза, а черты личности человека?..

Я полагаю, что все это достигалось тем, что академик Левицкий не только искал внешнего сходства, но и непринуждённости. Через которую ведь проще увидеть человека, а не его маску.

Левицкого интересовал человек, а не фарфоровая кукла, обвитая шелком и жемчугами.

Минимум от безделушки барокко и максимум живого человека. Вот к чему стремился художник, на мой взгляд.

Но как всё-таки технически этого достичь, спросите Вы?

Для этого мастер просил свою модель... встать. Расслабить плечи. Принять удобное положение. И быстро все зарисовывал.

Ни императрица, ни воспитанницы Смольного, ни дочка Агаша не позировали ему в тех нарядах, которые запечатлены на их портретах.

Мастер просил женщин одеваться в повседневное или пусть даже нарядное, но именно привычное для них платье.

А вот костюм для картины высылался художнику отдельно.

В случае с платьем Агаши , конечно, было и так, и чуточку иначе, но об этом позже.

Затем обряжался манекен и художник не просто списывал фактуру ткани , перелив оттенков. И не просто потом "наряжал" свою героиню.

Левицкий создавал то, что было, должно было быть и могло бы быть .

И по моим сведениям художник все-таки мог быть представлен императрице Екатерине Второй , рисовал ее, а не только получал ее наряды с придворными для создания образа Великой женщины -государыни.

А что получалось - то мы видим на его картинах.

Например, на портрете его супруги, Анастасии Яковлевны .

Из открытых источников
Из открытых источников

Что-то похожее на Екатерину Вторую мелькает в образе, не так ли? И да, так все и полагали, что это собственно один из портретов императрицы, не очень удачный причем.

Однако, как выяснили потом ученые, это все-таки портрет жены художника.

И одета она на картине , конечно, не в затрапез, но и не в бальный наряд. При этом, женщина выглядит торжественно. И дело не только в посадке головы, корпулентности или желании казаться властной и значительной.

Это и не камерный, но и не парадный портрет.

Это портрет нежного чувства к величию личности. Так я полагаю.

Анастасия Яковлевна родилась в 1744 году, вышла замуж молодой за уже солидного по представлениям того времени мужчину,занималась ,как положено, домом и детьми.

В браке у супругов родилось трое детей, мальчики умерли в младенчестве. Выжила только девочка- Агаша, которая родилась в 1765 году и была названа в честь матушки художника.

Через четыре года от рождения Агаши, в 1769 году скончался ее дед Григорий (Носов) Левицкий.

Но он еще пришлет свое благословение внучке.

Анастасия Яковлевна же, будучи дамой крепкой во всех отношениях (художник страдал ревматизмом и тяжело переживал прижизненное забвение , дочь умерла около сорока пяти лет, зависимая от обстоятельств) переживет своих родных- мужа и дочь . И с кончается в глубокой старости, в1835 году, в столетие со дня рождения своего супруга.

Но вернемся к ее портрету, который датируется 1780 годом, то есть маме Агаши здесь нет сорока, тридцать пять - тридцать шесть лет, а не сорок два, как многие считают.

Значит их дочке Агаше тогда было лет 15, не больше, а ее будущему мужу около двадцати.

Но уже через пять лет она станет невестой и счастливый отец напишет ее портрет.

А будущий жених в это время будет строить стремительную карьеру .

А пока автопортрет художника.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

Спасибо за внимание 💚

Copyright Мартынова Н. А., 2022