Для захвата власти он убил своего отца, младшего брата и его мать.
Также были уничтожены некоторые старейшины, которые не пожелали подчиниться отцеубийце.
В начале своего правления Модэ переступил через трупы отца и брата.
Однако, сочувствие хуннов было на его стороне.
Почему народ принял Модэ?
Принятие соплеменниками нового шаньюя объясняется не только военными и организаторскими талантами Модэ.
Хуннское общество созрело к реформам, которые незамедлительно начал проводить новый владыка.
Пока Модэ устанавливал власть к северу от Китая, далеко на западе, карфагенский полководец Ганнибал Барка осуществил переход через Альпы.
Он вел отчаянную войну с римлянами на территории современной Италии.
Модэ ввел поголовную воинскую обязанность.
Любой хунн, родившись воином, обязан быть только им, и никем иным.
Хуннский воин знал, что его социальное положение не ухудшиться, так как род не мог оставить его на произвол судьбы.
Жизнь рядового воина в мирное время состояла из перекочевок, военных упражнений и отдыха.
Некоторые китайские министры отмечали высказывания пограничных рабов, что у хуннов воинам «весело жить».
Поэтому китайцы нередко стремились перебежать к хуннам.
Так как военная служба была долгом каждого хунна, за нее не полагалось никакого вознаграждения.
Убив врага, воин получал «кубок вина и право на всю захваченную им добычу».
Война приносила хуннам немалый доход и была сравнительно безопасна.
Задачей хуннского воина было убить врага из лука с изрядного расстояния или измучить его постоянными атаками и отступлениями.
Потом заарканить утомленного врага и привести домой как раба.
Вторым нововведением Модэ было требование безусловного подчинения начальникам и создание системы чинов.
Сталкиваясь с нарушением дисциплины и противодействием со стороны отдельных представителей своего народа, Модэ не стеснялся казнить провинившихся.
Головы, слетевшие с плеч своенравных соплеменников, стали основательным уроком.
После этого ни о каких нарушениях дисциплины не упоминается.
Созданный Модэ аппарат управления был достаточно сложным.
Его сложность еще усугублялась тем, что Хуннская держава не была племенным союзом и не была ордой.
Хунны были единым племенем, разделенным на роды. Это отличало их от племенного союза.
При этом, наличие внутренней родовой организации не позволяет считать Хуннскую державу ордой.
Хуннское общество состояло из 24-х родов.
В эпоху правления Модэ у хуннов выделялись три знатных рода: Хуянь, Лань и Сюйбу.
Хуянь и Сюйбу тюркские слова означающие – заяц и край.
Лань – китайское слово и значит орхидея – национальный цветок китайцев в древности.
В сочетании этих родов можно различить следы происхождения хуннов.
Род Лань восходит к своему предку Шун Вэю, царевичу павшей династии Ся.
По мнению Гумилева Л.Н., осколки полулегендарной династии Ся ушли на север.
Это произошло после установления династии Шан в середине II-го тысячилетия до нашей эры.
Роды Хуянь и Сюйбу восходят к древним кочевникам, с которыми смешались осколки полулегендарной династии Ся.
Шаньюи не были выходцами из указанных знатных родов.
Хуннские владыки принадлежали к менее знатному роду Си Люань-ди .
В китайских хрониках главу рода Хуянь называли не князем (гун), а царем (ван), что ставит представителей этого рода выше родственников шаньюя.
Тем не менее, все указанные родовые фамилии делили власть, поскольку шаньюй мог брать жён только из этих трех родов.
Высшие чины в государстве были наследственными.
Например, судьей у хуннов всегда был представитель из рода Сюйбу.
Наряду со знатными были и простые роды, которые управлялись собственными князьями.
Князей данных родов нельзя называть старейшинами, так как они не были выборными, а получали власть по наследству.
Наряду с имевшейся родовой системой, Модэ создал аппарат управления со структурой чинов.
Замысловатые переплетения родовой структуры с аппаратной системой управления обуславливали сложность всей конструкции.
Гумилев выделяет у хуннов несколько классов чиновников, которых, по его мнению, правильнее называть вельможами.
Вельможи или классы чиновников делились на восточных и на западных.
Понятия восточный и западный также обозначили старший, то есть восточный, и младший, то есть западный.
Первое место в иерархии чинов занимал – чжуки-князь.
Слово «чжуки» означает «мудрый».
Восточным чжуки-князем обычно назначали наследники престола. Но это правило не всегда соблюдалось.
Нижестоящие классы чинов имели следующую последовательность:
- лули-князь,
- великий предводитель,
- великий дуюй,
- великий данху.
Эти высшие чины всегда были членами шаньюева рода.
Все они не имели родовых потомственных уделов, но получали их с занимаемой должностью. При повышении чина менялся удел соответственно степени родства с шаньюем.
Наследники шаньюя, так называемые принцы крови, занимали свои посты исключительно по признаку аристократизма, который не всегда совпадал с талантом и пригодностью к управлению.
Поэтому наряду с аристократией крови существовала аристократия таланта.
Другими словами,
у хуннов существовала служилая знать, представители которой не являлись родственниками шаньюя.
Их называли «гудухэу».
Они были помощниками высших вельмож и выполняли всю работу по управлению.
Как и высшие вельможи, гудухэу были связаны не с отдельным родами, а с центральной системой управления.
Таким образом, в хуннском обществе существовало 3 категории аристократии: принцы крови, служилая аристократия и родовая знать.
По существу, хуннская держава была олигархией, возникшей в условиях патриархального рода.
Третьим и главным новшеством Модэ был взгляд на территорию, как на основу государства.
Новое восприятие хуннским вождем занимаемой территории очень рельефно отражено в отношениях хуннов с племенами дунху.
До восшествия Модэ на престол хунны платили дунху дань.
Дунху решили воспользоваться хуннской междоусобицей, возникшей в 209 году до нашей эры, вызванной убийством шаньюя Туманя.
Они потребовали от хуннов замечательного коня и любимую жену Модэ.
Старейшины и родовая знать в негодовании хотели отказать дунху.
Но Моде сказал: «К чему, живя в соседстве с людьми жалеть для них одну лошадь или одну женщину » и отдал коня и жену.
Тогда дунху потребовали полосу пустынной земли, неудобную для скотоводства и необитаемую.
Эта земля, по сути, была ничья. Пограничные караулы стояли по её окраинам, на западе хунны, на востоке дунху.
Отдельные представители родовой знати посчитали, что из-за столь неудобной земли незачем затевать спор.
Но Модэ заявил: «Земля есть основание государства. Как можно отдавать её?!».
Всем советовавшим отдать землю отрубили головы.
После этого Модэ пошел войной на дунху, которые не ожидали нападения и были наголову разбиты.
Вся территория дунху, скот и имущество достались хуннам.
Уцелевшие дунху поселились возле гор Ухуань и впоследствии были известны под этим названием.
Вся степная Муньчжурия оказалась в руках хуннов.
Таким образом, реформы Модэ превратили патриархальное племя хуннов в военную державу, которая на протяжении почти 300 лет будет диктовать свою волю соседям и имперскому Китаю.
За свистящей стрелой хуннского вождя устремились уже не просто охотники до чужого добра, а воины, верящие в своего предводителя и подчиненные сознанию долга.
После разгрома дунху Модэ не распустил войско, а направил его против юэчжей, оттеснив их на запад.
В отличие от дунху, война с юэчжами была хоть и успешной, но затяжной.
При жизни Модэ удалось сильно оттеснить юэчжей.
Но только его сын Гиюй, вступивший на престол под именем Лаошань, смог в период с 174 по 165 годы до нашей эры окончательно одолеть этот согдийский народ.
Подробности этой войны не известны, поскольку китайские хроники мало уделяли внимания событиям, напрямую не затрагивавшим Китай.
Около 205 - 204 годов до нашей эры Модэ покорил ордосские племена лэуфань и баянь.
В это же время хунны Модэ совершили первые набеги на Китай, где только что пала династия Цинь и свирепствовала гражданская война.
В 203 – 202 годах до нашей эры Модэ вел войну на северной границе. Он подчинил себе владения хуньюй, которое было племенем родственным хуннам.
Одолел народ кюеше или кипчаков, относящихся к динлинскому племени, обитавшему на севере от Алтая.
Модэ покорил восточных соседей кипчаков динлинов, живших на северных склонах Саян, от верхнего Енисея до Ангары.
В этот период хунны одолели племена гэгунь или кыргызов, занимавших территорию Западной Монголии, около озера Кыргызнор.
Модэ также захватил владения неизвестного народа цайли.
Обезопасив свои северные границы Модэ, обратил внимание на юг, в сторону Китая.
В эту эпоху в Китае шли кризисные процессы, сопровождавшие смену династий.
В 210 году до нашей эры умер первый китайский император Цинь Ши-хуанди.
За 4 года до своей смерти он вытеснил хуннов с плато Ордос.
При жизни Цинь Ши-хуанди объединил китайские царства, воевавшие сотни лет.
Его правление сопряжено с широкими общественными работами.
При нем возводили Великую китайскую стену, на строительстве которой в тяжелейших условиях работали и умирали сотни тысяч людей.
Он соорудил для себя монументальную гробницу, частью которой была знаменитая Терракотовая армия.
При императоре построили семь с половиной тысяч километров 3-х полосных дорог, которые опоясывали всю империю, а также возвели огромнейший императорский дворец Эпан.
Масштаб проводимых работ требовал колоссальных человеческих и материальных ресурсов.
Тяжелый гнёт изматывал людей, подготавливая почву народного бунта. И этот бунт не заставил себя ждать.
После смерти Цинь Ши-хуанди в Китае вспыхнула гражданская война, которая закончилась через 8 лет в 202 году до нашей эры победой Лю Бана.
Победитель основал новую династию Хань.
В китайской истории Лю Бан, как основатель новой династии известен под титулом Гаоцзу.
В этих исторических условиях Модэ повел свое войско на юг.
Перейдя хребет Гэучжу, хунны зимой 200 года до нашей эры подошли к столице северной Шаньси – к городу Цзиньян.
Новый китайский император Гаоцзу лично повел войска против хуннов. Однако в результате сильных холодов около трети ратников обморозили руки.
Модэ применил обычный прием кочевников.
Притворным отступлением он завлек лучшие китайские части в засаду и окружил авангард китайской армии вместе с императором.
Окружение произошло в деревне Байдын, расположенной в горной котловине, недалеко от города Пинчэн.
Семь дней авангард китайского войска оставался в окружении без пищи и сна, выдерживая безостановочные нападения хуннов.
Одному китайскому лазутчику удалось проникнуть в лагерь хуннов.
Он добрался до жены Модэ и сумел ее подкупить.
Она стала советовать мужу помириться с Гаоцзу, называя китайского императора «человеком гениальным».
Супруга Модэ говорила, что приобретя для себя китайские земли, хунны все равно не смогут на них жить.
Увещевания жены, а также соотношение численности войск не в пользу хуннов заставили Модэ отказаться от продолжения борьбы и выпустить китайцев из окружения.
Для понимания мотивов решения Модэ следует сравнить расстановку сил.
Численность китайской армии, вместе с войсковой обслугой, составляла около 320 000 человек.
По мнению, Гумилева войско Модэ насчитывало от 20 до 40 тысяч всадников.
Таким образом, огромная китайская армия, растянувшаяся в погоне за хуннами на 600 километров, даже при полном уничтожении окруженного авангарда, оставалась сильнее хуннского войска.
Кроме этого, еще не сломленные юэчжи, оставались в тылу у хуннов.
Модэ приказал открыть проход войскам Гоацзу.
Китайское войско прошло через открытый проход с натянутыми и обращенным в сторону хуннов луками, и соединилось со своими главными силами.
Хунны ушли в свои степи.
Несмотря на отказ продолжить войну, хуннский шаньюй выжал из ситуации максимальную выгоду.
Гаоцзу и Модэ был заключен договор «мира и родства», который, по сути, являлся дипломатической формой капитуляции Китая.
По данному договору китайский двор, выдавал свою царевну за иностранного владетеля, и обязывался ежегодно посылать ему условленное в договоре количество даров.
Это была замаскированная дань.
Модэ принял китайскую царевну и дары, но продолжал поддерживать китайских перебежчиков и мятежников, орудовавших на севере Китая.
Фактически продолжал тлеть огонь войны.
В 195 году до нашей эры умер первый император династии Хань – Гаоцзу.
Смерть его настигла через 5 лет после выхода из окружения у деревни Байдын.
После его смерти, по причине малолетства наследника, регентшей стала императрица-мать Люй Хоу.
Согласно китайским летописям, она отличалась жестокостью, особенно по отношению к другим женам умершего императора.
Модэ продолжал править Хуннской державой и получать ежегодные подарки по договору мира и родства.
В 192 году до нашей эры Модэ сделал императрице предложение вступить с ним в брак.
По хуннским понятиям, это означало, что китайская империя должна пойти в приданное за супругой.
Модэ рассчитывал таким образом приобрести весь Китай.
Получив предложение, императрица Люй Хоу, так разгневалась, что сначала хотела казнить хуннских послов и возобновить войну.
Однако китайские министры благоразумно уговорили ее не обижаться на «дикаря».
Модэ был послан вежливый ответ, где отказ мотивировался престарелостью невесты.
Ужас, наведенный хуннами в минувшую войну, еще не прошел.
В китайских песнях вспоминали о горькой участи окружения, когда измотанные воины уже не могли держать оружие.
Вопреки опасениям китайских министров, хуннский владыка удовлетворился ответом, и не обрушился на Китай с новым ударом.
Отказ от нового вторжения объяснялся не миролюбием Модэ, а непрекращающейся упорной войной с юэчжами.
Важность для хуннов войны на западе отчетливо проявляется в одном историческом эпизоде.
В 177 году до нашей эры один из пограничных хуннских князей напал на Китай.
Император Вэнь-ди мобилизовал конницу и колесницы для отражения врага.
Однако хунны не приняли боя и отступили.
Вслед за этим инцидентом в Китай прибыло посольство от хуннов с извинениями.
Посол сообщил, что провинившийся князь был убран с границы и послан на запад, где он искупил свою вину победой над юэчжами.
Китайский двор, учитывая силу хуннов, принял извинения и позднее восстановил с хуннами мирные отношения.
В 176 году до нашей эры был заключен новый договор мира и родства.
Согласно договору, хуннская держава была признана равной китайской империи и государи именовали друг друга братьями.
Это был беспримерный успех хуннов.
До этого ни один кочевой владыка не мечтал равняться с китайскими императорами, которые рассматривали другие народы исключительно как вассалов.
Модэ удалось до такой степени консолидировать хуннов, что некоторые историки полагают допустимым определять хуннскую державу как родовую империю.
В отличие от Китая, в Хуннской державе народ не платил шаньюю и его вельможам.
Иными словами, у хуннов средства на содержание владыки и аппарата управления не взыскивались с народа.
По крайней мере, так было в период правления Модэ.
Патриархальному обществу чуждо понятие налога.
Свободный воин не согласен никому ничего платить, так как в самом факте уплаты он усматривает ущемление свободы.
Средства на содержание шаньюя и вельмож поступали от подчиненных племен в виде дани и от врагов в виде военной добычи.
Покоренные дунху платили дань воловьими и лошадиными шкурами и овчинами.
От богатых земледельческих оазисов хунну получали железное оружие.
Меха поступали с северной границы от кипчаков, динлинов и хакасов.
Особым источником доходов для шаньюя был Китай.
Прямую дань китайцы платить категорически отказывались, считая это для себя унизительным.
Тем не менее, посылаемые из Китая дары, в особенности шелк и иные ткани составляли особую статью доходов державы.
Хунны знали рабство.
Однако у них не было долгового закабаления, характерного для Ближнего Востока.
Проще говоря, хунн не мог стать рабом из-за долгов.
В рабство главным образом попадали пленники, которых использовали на хозяйственных работах.
Рабы очень ценились хуннами, поэтому набеги на Китай всегда сопровождались угоном людей в степи.
При этом, никаких признаков работорговли за всю историю хуннов не обнаружено.
Общество хуннов имело свою собственную систему обычного права.
Иными словами, хунны имели систему права, основанную на обычаях племени.
Как отмечали китайцы: «законны их легки и удобоисполнимы».
Важные преступления, в том числе обнажение оружия, карались смертью.
Кража наказывалась конфискацией не только имущества, но и семейства вора.
За мелкие преступления делались порезы на лице.
Суд протекал не более 10 дней.
Обычно число одновременно содержащихся под стражей не превышало нескольких десятков человек.
Помимо права, основанного на обычаях, со времен Модэ возникло государственное право, каравшее смертью нарушение военной дисциплины и уклонение от воинской повинности.
Эти законы способствовали консолидации хуннов и превращению их в сильнейшее государство.
По мнению Гумилева, если бы не ум и энергия Модэ, то хунны растратили бы свои силы в родовых распрях как кельты, или в военном наёмничестве, как германцы и самниты, или в бессистемных грабежах и истребительных войнах с соседями, как сандинавы и ирокезы.
Модэ и его потомки передавали престол по завещанию своим детям, которых утверждал совет князей и старейшин.
Позднее система престолонаследия изменится.
В 174 году до нашей эры умер Модэ.
Хуннский вождь достиг такого величия, о котором в начале жизни он и не помышлял.
Созданная им военная держава просуществовала около трехсот лет, хотя никто из его потомков не мог сравниться с ним по таланту.
продолжение следует...