Многим из нас хотелось бы вести себя гораздо лучше. Также хочется, чтобы наши близкие тоже изменили свое поведение в лучшую сторону.
Я хочу рассказать вам о результатах нескольких новых исследований, которые по моему мнению дают важную информацию о том, что влияет на людей и это изменяет их поведение.
Но прежде чем я это сделаю, давайте рассмотрим одну стратегию, которую, я думаю, вы, вероятно, часто используете. Итак, допустим, вы пытаетесь удержаться от перекусов. Что вы говорите себе? Что ж, большинство людей скажут: “Остановись. Ты растолстеешь”
А если бы это был ваш ребенок, вы бы, вероятно, сказали ему, что курение вредно для здоровья.
Итак, то, что мы пытаемся здесь сделать, - это напугать себя и других, чтобы они изменили свое поведение. И дело не только в нас. Предупреждения и угрозы действительно часто встречаются в в области медицины, в политике.
Это потому, что мы все разделяем это глубоко укоренившееся убеждение, что если вы угрожаете людям, если вы вызываете страх, это непременно заставит их действовать. И это кажется действительно разумным предположением, за исключением того факта, что наука показывает, что предупреждения оказывают очень ограниченное влияние на поведение.
Так, например, рисунки на пачках сигарет не удерживают курильщиков от курения, и одно исследование показало, что после просмотра этих изображений отказ от курения фактически стал для курильщиков менее приоритетным.
Я не считаю, что предупреждения и угрозы никогда не срабатывают, но я хочу сказать, что в среднем они, похоже, оказывают очень ограниченное влияние.
Итак, возникает вопрос: почему? Почему мы сопротивляемся предупреждениям?
Если вы попытаетесь напугать животное, наиболее распространенная реакция, которую вы увидите, - это замирание или бегство; возможно сопротивление.
Люди такие же. Поэтому, если нас что-то пугает, мы склонны отключаться и стараемся избавиться от негативных чувств. Мы могли бы быть более рациональны.
Например, вы можете сказать: “Мой дедушка курил. Он дожил до 90 лет. Так что у меня действительно хорошие гены, и мне абсолютно не о чем беспокоиться”.
И это самовнушение действительно может заставить вас чувствовать себя более устойчивым, чем раньше, вот почему предупреждения иногда имеют эффект бумеранга.
В других случаях мы просто прячем голову в землю. Возьмем, к примеру, фондовый рынок. Знаете ли вы, когда люди поднимают голову, чтобы посмотреть на свои учетные записи - не для совершения транзакции, а просто для входа в систему, чтобы проверить свою учетную запись?
То, что вы видите здесь, черным цветом, - это индекс за два года, а серым - количество раз, когда люди входили в свою учетную запись просто для проверки.
Что же мы видим? Когда рынок высок, люди постоянно заходят в систему, потому что позитивная информация заставляет вас чувствовать себя хорошо, поэтому вы ищете ее. А когда рынок на низком уровне, люди избегают входить в систему, потому что негативная информация заставляет нас чувствовать себя плохо, поэтому мы стараемся вообще избегать ее.
И все это верно до тех пор, пока можно избегать плохой информации. А чего вы здесь не видите, так это того, что произошло несколько месяцев спустя, во время финансового краха, когда рынок резко упал, и именно тогда люди начали лихорадочно входить в систему, но было немного поздно.
Вы можете подумать об этом— это не просто финансы: во многих сферах нашей жизни сейчас есть предупреждающие знаки и плохое поведение. И они потенциально могут привести ко всем этим плохим результатам позже, но это не обязательно так, потому что существуют разные пути от вашего настоящего к вашему будущему, верно?
Вы можете пойти по этому пути, или можете пойти другим путем. И с течением времени вы собираете все больше и больше информации о том, откуда дует ветер. И в любой момент вы можете вмешаться и потенциально изменить результат, но это требует энергии, и вы можете сказать себе: “Какой смысл беспокоиться о завтрашнем дне? Этого может и не случиться”. Пока мы не достигнем этого момента, и тогда вы действительно начнете действовать, но иногда бывает поздно.
В ходе нового эксперимента попросили примерно 100 человек оценить вероятность 80 различных негативных событий, которые могут произойти с ними в будущем.
Например, вас могли спросить: “Какова вероятность того, что вы будете страдать потерей слуха в будущем?” И допустим, вы думаете, что это будет 50%. Затем вам сообщают мнение двух разных экспертов. Эксперт А говорит вам: “Для такого как вы, я думаю, это всего лишь 40%”. Таким образом, они дают вам более радужный взгляд на ваше будущее.
Эксперт Б говорит вам: “Знаете, для такого человека, как вы, я действительно думаю, что это около 60%. Это еще хуже”. Таким образом, они дают вам более мрачный взгляд на ваше будущее.
Что вам следует делать? Вы ведь не должны менять свое мнение? Неправильно. В ходе эксперимента обнаружено, что люди склонны менять свои убеждения в сторону более желательного мнения. Другими словами, люди прислушиваются к позитивной информации.
Это исследование проводилось на студентах, так что можно сказать: “Студенты еще не настолько умны”. И, конечно же, с возрастом мы становимся мудрее. Поэтому эксперты протестировали людей в возрасте от 10 до 80 лет, и ответ был утвердительным. Во всех этих возрастных группах люди воспринимают информацию, которую они хотят услышать — например, кто—то говорит вам, что вы более привлекательны, чем вы думали, - чем информацию, которую они не хотят слышать.
И способность извлекать уроки из хороших новостей оставалась довольно стабильной на протяжении всей жизни, но способность извлекать уроки из плохих новостей меняется с возрастом.
В ходе эксперимента обнаружено, что дети и подростки хуже усваивают плохие новости, и с возрастом их способности становятся все лучше и лучше. Но затем, примерно в возрасте 40 лет, примерно в середине жизни, она снова начинает ухудшаться.
Это означает, что наиболее уязвимые группы населения, дети и подростки, с одной стороны, и пожилые люди, с другой стороны, с наименьшей вероятностью извлекут точные уроки из предупреждений.
Но что вы можете видеть здесь, так это то, что не имеет значения, какого вы возраста. Вам может быть 20, 30, 40, 50 или 60 лет; каждый воспринимает информацию, которую он хочет услышать, больше, чем информацию, которой он не хочет.
В итоге мы получаем такой взгляд на самих себя. Наша ошибка как учителей, как наставников, как работодателей заключается в том, что вместо того, чтобы работать с этим позитивным имиджем, который люди так старательно поддерживают, мы пытаемся поставить перед ними чистое зеркало.
Мы говорим им: “Вы знаете, изображение будет становиться все хуже и хуже и хуже”. Так не будет, потому что мозг будет отчаянно пытаться исказить изображение, используя Photoshop и модные линзы, пока не получит изображение, которое его устраивает.
Но что бы произошло, если бы мы согласились с тем, как работает наш мозг, а не против него? Возьмем, к примеру, мытье рук. Мы все знаем, что мытье рук - это способ номер один предотвратить распространение болезней, и это действительно важно в больницах.
В ходе эксперимента в больнице была установлена камера, чтобы увидеть, как часто медицинский персонал реально дезинфицирует свои руки до и после входа в палату пациента.
В этот раз медики знали, что там установлена камера. Не смотря на это, только каждый десятый мыл руки до и после входа в палату с пациентами. Но затем было установлено вмешательство: электронное табло, которое сообщало медицинскому персоналу, насколько хорошо они справляются. Каждый раз, когда они мыли руки, на экране появлялись цифры, и было показано количество очков за текущую смену и за недельную.
И что же произошло? Бум. Соответствие требованиям возросло до 90%, что абсолютно удивительно. Исследователи были тоже поражены, они повторили это в другом отделении этой же больницы. И снова те же результаты.
Так почему же вмешательство работает так хорошо? Потому что вместо предупреждений о плохих вещах, которые могут произойти в будущем, например, о болезнях, в нем используются три принципа, которые, как мы знаем, действительно управляют вашим разумом и вашим поведением.
Первый из них - это социальные стимулы. В больничном кабинете медицинский персонал мог видеть, что делают другие люди. Они могут видеть темпы смены, темпы недели. Мы общительные люди, нам действительно небезразлично, что делают другие люди, мы хотим делать то же самое и хотим делать это лучше.
Британское правительство использует этот принцип, чтобы заставить людей вовремя платить налоги. В старом письме, которое они отправили людям, которые “забыли” вовремя заплатить налоги, они просто подчеркнули, как важно платить налоги, и это не помогло. Затем они добавили одно предложение, и в этом предложении говорилось: “Девять из десяти человек в Британии вовремя платят налоги”.
И это одно предложение повысило соблюдение требований в этой группе на 15%, и считается, что оно принесет британскому правительству крупную сумму денег. Таким образом, освещение того, что делают другие люди, является действительно сильным стимулом.
Другой принцип - немедленное вознаграждение. Таким образом, каждый раз, когда сотрудники мыли руки, они могли видеть, как цифры появляются на доске, и это заставляло их чувствовать себя хорошо.
И знание этого заранее заставило их сделать то, чего они, в противном случае, возможно, не захотели бы делать. Теперь это работает, потому что мы ценим немедленное вознаграждение, вознаграждение, которое мы можем получить сейчас, больше, чем вознаграждение, которое мы можем получить в будущем.
И люди склонны думать, что это потому, что мы не заботимся о будущем, но это совершенно неправильно, мы все заботимся о нашем будущем. Мы хотим быть счастливыми и здоровыми в будущем, мы хотим быть успешными, но будущее так далеко.
Может быть, ты будешь плохо себя вести сейчас, и в будущем с тобой все будет хорошо, а может быть и по-другому. Здесь и сейчас вы предпочли бы этот настоящий напиток, эту настоящую футболку, а не что-то неопределенное в будущем.
Если подумать, то это не совсем иррационально. Вы выбираете что-то уверенное сейчас, а не что-то неуверенное в будущем.
Но что произойдет, если вы вознаградите людей сейчас за действия, которые принесут им пользу в будущем? Исследования показывают, что предоставление людям немедленного вознаграждения повышает вероятность того, что они бросят курить, с большей вероятностью начнут заниматься спортом, и этот эффект длится не менее шести месяцев, потому что отказ от курения ассоциируется с вознаграждением, а физические упражнения ассоциируются с вознаграждением, и это становится привычкой, становится образом жизни.
Таким образом, мы можем вознаградить себя и других сейчас за то, что они ведут себя хорошо для нас в будущем, и это способ преодолеть временной разрыв.
И третий принцип - это мониторинг прогресса. Таким образом, электронное табло акцентировало внимание медицинского персонала на повышении их работоспособности.
В другом проведенном исследовании, которое показывает мозговую активность, свидетельствующую об эффективном кодировании позитивной информации о будущем, было обнаружено, что мозг действительно хорошо справляется с этой задачей, но он не так хорошо справляется с обработкой негативной информации о будущем.
Что это значит? Это значит, что, если вы пытаетесь привлечь внимание людей, вам, возможно, захочется подчеркнуть прогресс, а не упадок. Так, например, если вы возьмете подростка с сигаретой, вы можете сказать ему: “Если ты бросишь курить, ты станешь лучше заниматься спортом”. Подчеркивайте прогресс, а не упадок.
Вы пытаетесь заставить людей изменить свое поведение, потому что мозг постоянно пытается найти способы контролировать свое окружение. Это один из принципов того, что на самом деле делает мозг.
И поэтому давать людям чувство контроля - действительно важный мотиватор. Нам не нужно сообщать о рисках, и я не говорю, что существует универсальное решение для всех, но я говорю, что, если мы хотим мотивировать изменения, мы, возможно, захотим переосмыслить, как мы это делаем, потому что страх, страх потерять свое здоровье, страх потерять деньги, побуждает к бездействию, в то время как острые ощущения от выигрыша побуждают к действию.
И поэтому, чтобы изменить поведение в себе и в других, мы можем захотеть попробовать эти позитивные стратегии, а не угрозы, которые действительно извлекают выгоду из человеческой склонности стремиться к прогрессу.
Поставьте, пожалуйста, лайк, если статья Вам понравилась. Подписывайтесь на канал и Вы не пропустите новые истории!
Ваше мнение ВАЖНО и имеет значение, пожалуйста, поделитесь им в комментариях.