Христианское искусство можно условно поделить на Восточное и Западное.
При этом они очень различны. Рассмотрим это на примерах и символах западно-европейского средневекового искусства, а затем, в следующей статье, я постараюсь для сравнения привести примеры, характерные для восприятия восточно-христианских образов, в целом.
Например, возьмём романское искусство - оно монастырское, оно совсем несветское. Происходит в это время культурный и экономический упадок, затем застой, утрата достижений римлян в строительстве. Основным типом храма становится базилика.
Далее, готическое искусство - вообще это, можно сказать, расцвет светского искусства.
Сюда можно отнести всякие мистифицированные сюжеты. Существует такая ветвь в науке теологии, изучающая сверхъестественное, не имеющее природу божества. Демонология. Да, действительно, западные религиозные изображения тесно связаны с мистикой, основаны на мечтательном опыте художника.
С точки зрения Правосланой Церкви, такое явление считается "вне канона". Святые Отцы часто предупреждали о такой "прелести"...
Православная иконопись старается уйти от этого: нет ничего личного, не стараясь привносить ничего лишнего и "своего", не преукрашать излишествами. У католиков вообще такого понятия нет. Наоборот, они любят всё мистическое и мечтательное. А ведь это могут быть и дьявольские видения, губящие или вводящие в заблуждение, и, отводящие сознание от главного. И им отводится слишком много места и уделяется слишком много внимания, не правда ли?..
Тератологический характер изображений присутствует по соседству с изображением горнего мира. Это наследие варварского искусства. Культ силы, способности победить в борьбе, господствует в искусстве Западной Европы. При этом их мир гротесковый, мир преисподний свойственный всему западному.
Искусство изобилует разнообразными скульптурными рельефами, как-будто их церкви старались устрашить население в течение первых 6-7 веков.
Выдающаяся искусствовед и медиевист Елена Петровна Ювалова, сравнивала храмы Запада: "...они [т.е. западные храмы] смотрятся наподобие крепостей - более тёмные, мрачные, по сравнению с нашими храмами, которые выглядят более умиротворёнными".
Теперь необходимо систематизировать эти понятия и определения. Но не всё так просто.
На Западе много грубого, материального восприятия, весомого и резкого. Западное искусство в своём развитии захватывает экспансию вширь, захватывая всё новые и новые земли (например, в эпоху Карла Великого, а затем, вообще, наступает эпоха крестовых походов). Повсеместным оказывается влияния языческих элементов.
Можно выделить два истока возникновения образов в западноевропейском искусстве:
- первый,- это общий с восточным (Византийским)-христианские образы, мотивы и образцы эллинского, античного периода христианства. Античное понимание красоты- это то, на что хочется смотреть всегда. В гарнизонах римских войск в первую очередь распростанилась христианская вера.
-Второй исток- это варварские языческие воззрения: звери, тератологические изображения, тетраморфные существа, орнаменты с петлями и чудовищами,- то есть, это то основание, воспринятое как мотив, поскольку оно было наиболее доступным и близким к восприятию людям того времени и места.
( по материалам лекций известного исследователя Юваловой Е.П., ПСТГУ, 2010/11 уч. гг.)