Здравствуйте, друзья, сегодня я вам расскажу о своём опыте работы в молодёжной политике. Где в общей сложности я проработал три года рядовым специалистом. Постараюсь изложить своё видение причин текущей ситуации с молодёжью в нашей стране (сразу спойлер: ситуация хреновая) и попытаюсь дать ответ на вопрос, как это можно исправить. Предупреждаю сразу, будет много текста. И так, погнали!
Начать рассказ следует со студенческих лет ибо тогда всё для меня и начиналось. Учился я по гуманитарной специальности в одном из Краснодарских вузов в первой половине прошлого десятилетия. В универ попал сразу после строительного ПТУ (насмотрелся на дворовую босоту и ощутил мощную тягу к знаниям и желание получить нормальное образование). Поэтому, когда я принёс документы на поступление, в здание универа вошёл с благоговейным восторгом как клирик в храм.
ПТУ, в котором я учился до этого, послужило для меня неплохой школой жизни (постоянные конфликты, драки и разборки, ежедневное общение с теми, кто тебя ненавидит послужили мне на пользу). Из шкодливого мальчугана я превратился в голодного до интересной жизни, знаний и подвигов юношу. Большинство ситуаций, которые были проблемой для моих сверстников в ВУЗе, для меня проблемой не были. Это создавало иллюзию превосходства над окружающими и порождало жажду новых свершений и самореализации.
Началось всё с того, что я начал реализовывать свои увлечения. Так меня ещё с ПТУ интересовала тема информационных войн, те технологии, с помощью которых можно порабощать целые народы без применения какого либо насилия, манипулируя одной только информацией. К третьему курсу в этой теме я изрядно поднаторел и уже тогда преподаватели разрешали мне (и даже просили сами) проводить лекции для своих однокурсников и ребят с младших курсов.
Сейчас я немного хвастаюсь, пускай меня осудят, так уж и быть))
В это же время я стал организовывать рок-концерты. Большое спасибо худруку нашего универа! Добрая женщина вложила в меня много сил и энергии, чтобы я стал хотя бы похожим на интеллигента человеком (как уже можно понять, у неё ничего не вышло). Знакомила меня с азами организации публичных мероприятий. Апогеем этого стал заборисиый рок-концерт в Краснодарском клубе Су-27 на последнем курсе.
Подавляющее большинство преподавателей меня уважало, учёба давалась мне очень легко, на экзамены я ходил почти всегда без подготовки. Уже тогда мне все пророчили хорошую карьеру на государственной службе, так же стоит сюда добавить повышенную стипендию в 11 тыщ, как особо активному студенту. В общем студенческие годы осели в моей памяти сплошным непрерывным праздником. Проблемы начались потом, когда из тёплой студенческой ванночки я вылез и окунулся в холодный океан под названием Рынок Труда.
Посулы успеха на государственной службе навели меня на мысль на предпоследнем курсе начать карьеру в молодёжной политике. А что, думалось мне, куча молодёжных мероприятий, так же всё организуешь, как и в университете, только ещё вдобавок тебе за это и платят, не жизнь - мечта. Так казалось мне в своё время.
Начал я свою работу с должности старшего координатора спортивно-туристического отдела. Моя задача заключалась в том, чтобы ходить по городу, искать во дворах спортивные площадки и составлять на них техническую документацию (сколько баскетбольных колец, футбольных ворот, турников, брусьев и прочей хероборы на этих площадках установлено) . На первых парах работал на пол ставки и получал за это 5 тыщ 500 деревянных. Потом перешёл на полную ставку и мой гонорар увеличился аж в целых два раза. Первым разочарованием было, то что при трудоустройстве оговаривалось: график условно свободный, есть норма столько то площадок в день, как норму выполнил, можешь смело идти домой. Поначалу так и было, как правило до обеда я выполнял свой план, высылал отчёты и во второй половине дня смело шёл кайфовать с друзяшками на парах, обсуждать политоту или ещё какую философскую муть (тогда как раз начались печально известные события на Украине и о политике не говорили только разве что собаки, даже гламурные чики с нашего потока стали с интересом слушать, чего мы там обсуждаем с преподами, чего раньше никогда не было).
Очевидно моя свобода пришлась не по душе начальству и судя по всему было принято решение закрутить гайки. Меня стали привлекать к тем работам, которые в мой функционал не входили ( может удивлю вас - зарплата вместе с этим не выросла). Вообще это фишечка всех бюджетных учреждений, нагружать работой без дополнительной стимуляции. Я стал участвовать в подготовке концертов и протокольных мероприятий. Куча, куча однотипных скучных, унылых мероприятий, на которых засыпали почти все, кроме главного начальника на событии, которому как правило доставалась самая важная речь.
И вот сейчас мы подошли к первой причине провала работы с молодежью: погоня за количеством мероприятий. Как можно больше, больше, больше, ещё больше мероприятий и желательно на выходных, чтобы всё сотрудники заебались, а на верх был отправлен толстый отчёт с красивой таблицей, чтоб в вышестоящей инстанции увидели как мы мощно работаем. Мероприятий проводилось дохрена и почти всё они были однотипные и унылые как клоны друг друга. Естественно от этого страдает качество, исчезает креатив и та энергия, которая способна зацепить и вовлечь хоть кого-нибудь.
Плюсом работы тогда было то, что я попал в школу инструкторов по туризму, так как отдел был спортивно-туристический было положено водить детей в горы, но вместо этого все занимались вышеуказанными мероприятиями. Выезд в горы для меня был отдушиной и именно тогда я начал серьёзно заниматься туризмом.
Конец моему терпению пришёл тогда, когда один из начальников посетив наш студенческий рок-концерт в Су27, через время меня поставил перед фактом, что отныне концерты организовывать и проводить я буду сам в одну калитку. Не знаю как сейчас, но тогда у каждого концерта был бюджет и смета, где закладывались деньги на оплату ведущих и работу технических специалистов. А тут оказалось, что денег не стало, а мероприятие в планах есть и его надо провести, и как это будет сделано, уже мои проблемы. Одно дело провести мероприятие у себя в универе, где ты уже всех знаешь, кто талантлив, кто нет, кто с чем может выступить и что показать, А это мероприятие городское, муниципальное и талантов нужно искать в муниципалитете.
Здесь мы подходим ко второй причине провала молодёжной политики. Все таланты, умельцы, активисты добываются за счёт системы образования. Как правило пишется официальное письмо на университет или школу с изложением что и в рамках чего мы собираемся делать и кто нам для этого нужен. И если письмо завизировано в Минобре, то образовательное учреждение не отвертится. Отсюда вывод: большинство молодёжных учреждений паразитирует на системе образования, а козлами отпущения становятся учителя и преподаватели, которых помимо своей работы напрягают участвовать во всей этой jeб@тории.
Ведь какой смысл, таких мероприятий, если образовательные учреждения их сами у себя всё равно проводят, с этими же людьми.
Потом я перешёл в другое подведомственное учреждение, которое тоже работало с молодежью, но занималось исключительно туризмом. Там мне посчастливилось работать с реально крутыми специалистами в области организации и проведения походов. Моим начальником был известный во всём крае человек, специалист с огромным туристским опытом, очень умный мужик, который уважал своих подчинённых, берег их силы от идиотских заданий из департамента молодежной политики (Департамент по борьбе с молодежью, как весело мы называли его тогда). Но ещё при мне, когда я там работал, его выдавили из этой организации, "попросили" уйти. Меня никто не посвещал в суть того конфликта (слишком мелкой сошкой я был), но из разговоров коллег стало ясно, что у одной из высоких начальниц департамента возникла некая "гениальная" идея как реорганизовать туризм в крае. Моему начальнику это не понравилось, как человек компетентный он попытался её отговорить, когда отговорить не получилось, ему пришлось покинуть свою должность.
Третья причина. Компетентные и харизматичные профессионалы, которые способны стать настоящими лидерами, из этой системы всячески выдавливаются. Потому что каждый чиновник у нас считает, что раз он уже начальник, то сразу становится компетентнее всех, кто ниже его по должности. По идее так и должно быть, на верх должны пробиваться самые лучшие, но почему-то в жизни, сука, всё равно не так, а зачастую и наоборот: на вершину социальной лестницы вкатывается какое-нибудь говно, нагревается в лучах славы и влияния и начинает сильно вонять, отравляя жизнь всем людям вокруг себя.
К слову для тех кто не знаком с тем как работает чиновничий аппарат, стоит рассказать, как всё устроено. Расскажу на примере молодежки, но по этой схеме выстроена вся исполнительная власть у нас в стране.
Вершину пищевой цепочки занимает министерство (то что над министерством стоит кабинет министров и президент думаю и так понятно). Министерство по необходимости может формировать департаменты, это некий прототип министерства, но пониже рангом и с более узкой зоной ответственности. Например раньше при Министерстве образования Краснодарского края был Департамент молодёжной политики. Разница между Министерством и департаментом не только в старшинстве и зоне ответственности (у министерств она шире и департаменты являются некими подчинёнными отростками, которые выполняют более узкие функции), но и в объемах финансирования: так деньги департаменту даёт министерство, которое его же и создало. Следующей более низкой ступенью являются управления. Управления создаёт департамент или же, если такового нет, то само министерство, деньги в управления поступают по такому же принципу как и в департамены.
Всё, на этом месте госслужащие (чиновники) заканчиваются, дальше идёт пехота, те кто и делает основную работу и трудится непосредственно с людьми и на мероприятиях. Это различного рода муниципальные, бюджетные и казённые учреждения, перед названиями этих организаций стоят такие до боли знакомые аббревиатуры: ГБУ, МБУ, МКУ итд, итп. Вот эти вот организации и делают всю работу Они подчиняются непосредственно управлениям, департаментам или министерствам, смотря кто учредил. А что же делают чиновники в управлениях, департаментах и министерствах? Спросите вы меня. И я вам незамедлительно отвечу - занимаются сбором отчётов, формированием статистики и планированием и перенаправлением сформированных отчётов и планов в вышестоящие инстанции, то есть делают они ровно ничего (для пользы общего дела я имею ввиду) . При этом зарплаты у сотрудников бюджетных учреждений и чиновников отличаются разительно, так словно если бы к нам на землю прилетел марсианин и стал бы срать золотом.
Непропорциональное финансирование - ещё одна причина провала молодёжной политики (да что там молодёжной политики, всей исполнительной власти). Те, кто делает основную работу получают копейки по сравнению с теми кто сидит в уютных офисах в фешенебельных районах города и даже не понимают особенностей работы бюджетников.
Отсюда вытекает закономерный вопрос, как эти дармоеды оправдывают своё существование? Ответ - выполняют контролирующие, надзорные распределительные функции. Как эту работу измерить, доказать, что она проводилась? Ответ - количеством истраченой бумаги (отчёты, планы и прочий канцелярский мусор). Вот отсюда и берутся кучи ненужных бумажек, которые надо заполнять и ладно, если б чиновники занимались этим бумажным порно сами, так они напрягают этим и тех, кто работает непосредственно в деле, в полях, с людьми. Отсюда и берутся еженедельные, ежемесячные, ежеквартальные отчёты по форме 1, по форме 2 , по форме 3, по форме "жопа" (Это когда тебе присылают требование сдать отчёт до 5 февраля, а сегодня уже 14-е, а поручение только пришло).
Пятая причина - колоссальное количество шлаковой никому не нужной работы, но при этом у которой высокий приоритет и просто так положить на это болт не получится.
Из молодежной организации, что занимается туризмом я ушёл по собственной глупости, хотя в перспективе всё равно потом пришлось бы искать другую работу. Уже тогда я стал разочаровываться в молодёжной политике и ушёл влекомый желанием найти работу по своей специальности. Но в тот момент бахнул кризис, ситуация на рынке труда ухудшилась, и через какое то время меня позвали в сельское отделение молодёжки, в том населённом пункте, где живут мои родители. Отсутствие каких-либо устраивавших меня на тот момент вариантов подтолкнуло меня согласиться и ещё раз связаться с молодежкой. Подумал, ведь этоэто сельская местность, вдруг будет поспокойнее. Заблуждался и на этот счёт. Весь дебилизм, перечисленный выше встречался и там, только с той разницей, что у городских и краевых молодежек, была хоть какая то своя материальная база, они были способны проводить мероприятия самостоятельно без привлечения сторонних организаций. А у сельского учреждения не было вообще нихрена, только офис и компьютеры. Все мероприятия и проекты проводились за счёт школ.
Низкое финансирование бюджетных учреждений ещё одна боль, пожалуй всей исполнительной власти, и это видно по всём бюджетным сферам. Везде, чем дальше от городов, тем сильнее разруха.
Вообще отдельного стоит сказать, что во всех учреждениях молодёжной политики (за исключением той, что занималась туризмом), где я работал практиковалось крайне неуважительное отношение к сотрудникам бюджетных учреждений, как со стороны начальников, так и со стороны чиновников из вышестоящих инстанций. Регулярно приходилось оставаться сверхурочно, на час, два и более. Работа по выходным без оплаты тоже была нормой. Причём, когда кто то из сотрудников подымал тему оплаты выходных начальниками сразу же заводилась боевая шарманка, дескать мы работаем с молодёжью ради будущего, должны гореть сердцами и душами и кушать хотеть не должны и вообще если ты такая меркантильная сволочь, что ходишь на работу ради денег, а не по любви, то и нечего тебе здесь тогда и делать в светлом храме упоротого движа. И люди поработав какое то время уходили. Вообще текучка в таких учреждениях колоссальная, что сказывается и на качестве работы таких организаций в целом. Только новый сотрудник вник в работу, только стал самостоятельной трудовой единицей, способной принимать решения и отвечать за них, как он уже морально выгорел и заколебался.
Неоднократно замечал, что количество переработок и выходов по выходным зависело напрямую от личности начальника. Чем сволочнее - тем больше люди пахали сверх нормы.
Но были и положительные стороны. В молодёжку приходит работать очень много талантливых людей (правда потом они уходят). За те годы, что я там проработал узнал много интересных ребят и в принципе иногда проводил очень неплохо время. Но это всё не благодаря, а вопреки той ебатории, которая творится у нас в работе с молодёжью. Вообще многие напарывались на те, же вилы, что и я. Пока молодой социально активный человек учится в учебном заведении и занимается какой либо полезной движухой, с него готовы сдувать пылинки и цацкаться, как с писаной торбой, ситуация становится обратной, когда ты устраиваешься к ним на работу.
Это был разбор внутренней организации молодежной политики, взгляд изнутри. Я не планировал касаться концептуальных и идеологических вопросов, а хотел сделать прикладной разбор того что делается. Препарировать тушку, если можно так выразиться.
Плохо, что в нашей стране нет единой доктрины по работе с молодым населением, есть только отдельные проекты с конкретной узконаправленной целью. А это не может отвечать современным вызовам.
Вот поэтому и неудивительно, что такие товарищи как Банальный овладевают умами многих недорослей. С такими организаторами, как наши чиновники и врагов не надо. Само всё развалится.
Почему так?
Да потому что молодёжная политика должна выполнять две основные задачи: предоставлять молодым гражданам интересный созидательный досуг, который поможет им увереннее почувствовать себя в жизни и обрести полезные навыки. Второе это (о ужас) вести идеологическую работу с молодым населением. А именно объяснять некоторые глобальные вещи, например, какова роль нашей страны в мире, какое место по праву она должна занимать, вообще кто мы есть, откуда идём и к какому будущему движемся. Чтобы это всё увязалось между собой нужна единая доктрина.
И да, идеологическая подготовка должна проводиться не унылым душнилой со скучными рассказами и занудным морализмом. А харизматичными компетентными специалистами в различных отраслях досуга молодёжи, между делом на прикладных, обучающих или увеселительных мероприятиях, быть ненавязчивой и интересной, чтобы юноши и девушки сами задавали вопросы. А выстроить такую работу очень и очень сложно, нынешние чиновники для такой работы явно не годятся. Подбор кадров решает очень многое.
По моему личному мнению всю исполнительную власть в нашей стране нужно создавать заново. Постепенно демонтировать и распускать старые ведомства и вместо них создавать новые на современных принципах.