В предыдущей заметке "Дятловцы. Таинственный Семен Золотарев. Наколки - 1" написала о том, что семья Семена Золотарева могла быть выслана на Урал в 30-е годы, как семья кулака. То, что они были раскулачены, сказала родственница Семена Золотарева. На мысль, что семья могла быть выслана на Урал, меня, натолкнули, прежде всего, трагические события, произошедшие с туристической группой Хибины под руководством Дятлова. Кроме того на эту мысль навели:
1. Татуировки 2. Фото с мешком
3. Перелом правой ноги, сросшийся, старый, кстати нигде не
задокументированный ( известно только по результатам эксгумации)
4. Выпавшие из биографии 2 года жизни (10 классов закончил за 12
лет) и вообще автобиография (под микроскопом)
5. Выбор маршрута Семеном Золотаревым
Итак, татуировки.
Полное описание татуировок:
"На тыле правой кисти у основания большого пальца татуировка "Гена". На тыле правого предплечья в средней трети татуировка с изображением "' свеклы и букв + С", на тыле левого предплечья татуировка с изображением "Г.С" ДАЕРММУАЗУАЯ ", пятиконечная звезда и буквы "С", букв Г+С+П = Д" и цифры 1921 год"."
На фото (см ниже) не свекла. Свекла на правой руке, а это левая. В доступе есть только фото левой руки. Почему нет фото правой?
Итак: на тыле левого предплечья татуировка с изображением "Г.С" ДАЕРММУАЗУАЯ ", пятиконечная звезда и буквы "С", букв Г+С+П = Д" и цифры 1921 год"."Но это точно не пятиконечная звезда с буквой С. Получается этот рисунок Возрожденный вообще не описал. Но фото сделал. Почему? Видимо посчитал важным.
Некие символы... Со смыслом?... Свастика?... Славянские руны?...
Или клеймо с тамги (родовыми знаками) манси или хантов?
Поиски показали следующее.
Видим также, что татуировки с тамги у северных народов практикуются. Это как паспорт. Показал - и нет лишних вопросов.
Что общего. Обязательно ромб. У семена ромб есть? Есть. В тамге он в центре, у Семена - сбоку. Если это тамга, то я себе это так понимаю: принадлежность к роду - в центре, если ты принадлежишь семье, но не являешься по крови родственником, то сбоку. На рисунке: под цифрой 10 - нижняя часть под знаком с "крылышками" (прямая вертикальная линия, перечеркнутая тремя - сверху короткой, потом дугообразной, и еще черточкой), у Семена точно есть такой фрагмент. Потом есть еще две черты над ромбом слева - тоже часть другой тамги.
Вот еще:
Подобные рисунки. Тоже ромб, только уже без точки внутри. Может точка - признак половой принадлежности? С точкой девочки, без точки - мальчики? Или наоборот. На фото есть еще какие-то фигуры, значения которых мы не знаем. Почему тогда не показали фото местным жителям и не спросили? Или?
"В связи с постановлением Уралоблиполкома ВКП(б) первые партии выселяемых на север в феврале – марте 1930 г. должны были расквартироваться среди местного населения."
Зачем нужно было делать наколку? Ну, к примеру, у вас есть договоренность с администрацией поселения,что крепкий пацан будет помогать какой-то семье. Парень сельский, привык к тяжелому труду. Ребенка будут кормить, а он будет помогать по хозяйству, за малышами присматривать, дрова-воду носить. Бартер вполне приемлемый. Какие есть доказательства перед соседями, что он ваш? Не равен час заберут. Поди докажи. А ты за него выкуп дал. Письменный договор с печатью? Так вот вам несмываемое доказательство - парень наш! Безо всяких злых умыслов и языческих ритуалов. Я бы, конечно, посмотрела руки его ровесников манси, может эти таинственные друзья как раз из их числа? Или в том числе. Как вариант. Но не обязательно семья была именно здесь, они могли быть совсем в другом месте Северного или Приполярного Урала. .
При этом не исключено, что он и учился, но чуть позже, с перерывам, потому что были перебои с учителями:
стр. 20-21 "... В течение первых двух месяцев 1932 года была проведена мобилизация части педагогов из ряда регионов страны. Наибольшее их число прибыло с Украины, Северного Кавказа, Белоруссии".
Не оттуда ли знание этих языков?
И вот, чтобы не умереть с голоду, пошел в работники. Может после голодного детского дома. Вообще-то это можно проверить, наверняка есть в архивах данные.
Мог ли сломать ногу, мог. Где, когда и как - не знаю. Если бы на войне, в документах была бы запись.
На этом фото внизу видны буквы ГС ДАЕ... далее не видно.
В длинной надписи могут быть зашифрованы имена, место, даже фраза.
Как вариант (кстати нет 100% уверенности в буквах, фото невнятное и неполное, а то, что видим, вызывает сомнения):
Г. С. - господи спаси, они же с точками (якобы) и отдельно от других букв, значит как бы отдельные два слова.
Г С Д А Е Р М М У А З У А Я = ДРУЗ(ь)Я
Г С Д А Е Р М М У А З У А Я = Сема
З - золотарев.
Это может быть аббревиатура. И каждая буква - отдельное слово, например адрес. Возможно одна из букв М, на самом деле Н.
Если язык, допустим, манси, то и вообще разгадывай - не разгадывай... только они могут внести ясность. Может они и буквы тоже царапали. По виду, цвету, можно также сделать довольно точный анализ. Для тату используют разные ингредиенты. Северные народы сажу с молоком
(читала где-то).
Есть еще мнение, что "свекла" на правой руке - туз пик и это, в том числе хулиганка по малолетке. Может и так. Увидеть бы эту свеклу, которая у Семена. Или картежник (кстати Огнев картежник говорили, что Семен общался с ним так, как будто был знаком раньше, может быть просто общая страсть?)
В той же книге (ссылка вверху) на стр. 20-21 говорится: в поселениях высланных кулаков происходило падение нравственных устоев, что плохо сказывалось на молодом поколении... широко распространились хулиганство и драки, насилие, воровство..." Для насилия мал, а вот хулиганство могло быть.
стр. 22. В местах спецпоселений создавались кружки и библиотеки, в которых в основном, были "политические книги и беллетристика, а также книги по сельскому хозяйству, производственные, а также медицинские."
Поняли к чему я это веду?
Книга та же (ссылка наверху) стр. 26. "Органы ОРПУ приступили к восстановлению семей раскулаченных в гражданских правах и их освобождению начиная с 1932 года.... В этот период восстанавливались в гражданских правах прежде всего те, кто перевыполнял производственные задания, являлся ударником, подписался на заем и состоял в группе содействия по борьбе с бегством спецпереселенцев..."
Это для тех, кто считает, что раскулаченных только расстреливали.
Нет, через 2 года началось восстановление их гражданских прав и возвращение их домой. Но получить такое право было делом хлопотным и нелегким.
Стр. 37-38. 8 марта 1931 году (в догонку к постановлению о всеобщем выселении кулаков) выходит Постановление президиума Уральского областного исполнительного комитета "О дополнительном выселении кулачества", где в п. 3 перечислены семьи не подлежащие выселению. В подпункте д) сказано: " семьи, члены которых служат агрономами, врачами, учителями, если они активно участвуют в общественной работе."
Теперь суммируем Постановление о восстановлении в гражданских правах 1932 года + Постановление о дополнительном выселении (по факту НЕ выселении) кулачества = что? Вероятность реабилитации семей, члены которых служат врачами. Отец Семена кто? Фельдшер, работал кем? врачом.
Из автобиографии Семена Золотарева. Отец врач. Могло произойти такое, сначала выслали, а когда вышли эти два постановления то, после ходатайства, всю семью восстановили в правах и вернули на родину. Противоречий нет, но это не означает, что было именно так. В Архиве Свердловска надо бы покопаться.
Да, а что там с фото, где Семен с мешком? (см выше)
"В Тарыне местные жили поодаль друг от друга в основном селились, в местах, где водилась дичь, где был хороший травостой. В 1947 или 1948 году трое сбежавших заключенных пришли на ферму Аппа. Одного из них, подростка, из-за того, что натер ноги сапогами, оставили у доярки Степаниды Николаевны. Местные Миша, Ваня Кондаковы сдружились с ним. Мальчик был работящий, всем помогал. Все работники фермы его полюбили за трудолюбие, добрый, мягкий характер..."
То тесть случаи, когда оставляли детей как помощников, были. Это в Якутии, но, кто знает, может быть не только там?
"Помимо идеологии и страха, действовала жадность. Справедливо или нет, многие мемуаристы высказывают мнение, что местные жители — якуты на севере, казахи на юге — зачастую рады были поймать беглеца, рассчитывая на награду. Некоторые становились профессиональными охотниками на заключенных, за которых можно было получить кило чая или мешок муки[1354]. На Колыме лагерным начальством однажды было объявлено, что за правую руку застреленного беглеца любому местному жителю заплатят 250 рублей. https://history.wikireading.ru/67451
Где-то прочитала, что именно манси давали мешок муки за беглого заключенного. Разумеется, у Семена Золотарева не мешок с мукой, там просматриваются коробки, просто возникла мысль: а вдруг? Может быть он не бежал никуда, но за других давали, и он знал. А может быть наоборот? За него дали мешок муки, чтобы он остался в работниках у манси? Цена жизни - мешок муки...
Читаем стр. 54: "Спецпересенцы и их потомки составляли значительную часть населения Остяцко-Вогульского округа который... в период 30гг. ХХ в являлся местом наиболее активного их размещения."
Возможен и такой вариант: отца как медика, просто командировали на Урал для работы в спецпоселениях. Тогда не особенно спрашивали - поедешь и все, иначе все равно поедешь, но уже как кулак. Поехала вся семья. Голод тогда был во всей стране, а в спецпоселениях особенно. Потому Семена и отдали в услужение. Потому пометили тавро (клеймо). Могло быть и так.
Но могло быть иначе. И клеймо с тамги не мансийское, а башкирское. Или крякшенское, казахское (!)... Тогда искать на Южном Урале или в Казахстане. Буквы "абракодабры" могут быть родовым кличем -уран (наше Ура тоже уран), оран и т.п. Клич, это как пароль - свой-чужой.
Тогда и текст вовсе не на русском языке. Если это оран.
Если башкиры, татары, крякшены, другие народы увидят что-то похожее на клич, имейте ввиду, что некоторые буквы могут быть другие.
Надо посмотреть?