Эскиз огромной книги с сотней картинок
Книга, которую я писал всю свою жизнь.
Гениальному Клодту и Аничкову мосту в городе Ленинграде посвящается
Глава первая
Мат одним конём
Мат одним конём ставится!
Мне посчастливилось создать замечательную картину, в которой абсолютно одинокий конь ставит мат абсолютно одинокому королю!
И этим произведением я искренне горжусь.
Мне удалось изобразить коня одной скрепкой!
Но сначала мне довелось освоить ход конём на шахматной доске и научиться ставить мат одним конём в классических ортодоксальных позициях.
Разумеется это в первую очередь масса позиций «спёртого мата».
Классическая его трактовка такова: король в углу, перед ним пара своих пешек и вплотную к нему его же родная ладья, а конь тут же рядышком атакует короля с одного из двух полей.
Случается мат и не совсем спёртый, когда шах конём оказывается смертельным в силу того обстоятельства, что он атакует одним ударом и короля и вероятный путь его отступления. Этих позиций также достаточно много. И возникают они в основном в композиции в вариантах задач и этюдов, но иногда и в практических партиях.
Наконец есть большой массив позиций, когда атакующий конь не одинок, но он – единственный конь в своей армии. То есть мат ставится одним конём, в том смысле, что конь реально участвует один.
Спорный момент – когда в комбинации на спёртый мат участвуют кони противника, то есть можно ли считать, что мат поставил «один» конь, если своя собственная лошадка припёрла короля в углу к стенке?
Другие темы – пат одним конём и мат превращением пешки в коня.
Наконец интересна тема, когда мат одним конём заставляют поставить себе партнёра. Это задачи на «обратный» мат.
И ещё одна чисто композиционная тема, когда конь гонит короля в мат серией ходов и в конце концов таки загоняет бедолагу «в угол».
Чем интересна эта вступительная глава?
А тем, что ничего не надо «решать»!
Просмотри смотри и наслаждайся!
Ибо, как утверждал Аристотель, созерцание есть высшее наслаждение, доступное смертным.
Глава вторая
Мат двумя конями
В детстве я узнал в шахматной секции, что «мат двумя конями не ставится».
Мне много чего сообщалось в детстве.
Например, что на нуль делить нельзя.
Или что двумя конями «при правильной игре партнёра» мат поставить голому королю двумя своими конями невозможно.
Задание чисто практическое. Играли мальчики, играли и доигрались до положения, когда у одного король и пара коней на доске, а у второго король голый! И вот сидят два восьмилетних мыслителя и мучаются. Один старательно старается загнать короля партнёра в матовый финал, а второй изворачивается, крутится, как может.
Вот тут то им и сообщают эту «истину».
После некоторого времени, потраченного дома на анализ возникающих положений, мальчики вынужденно соглашаются с этим «выводом теории» и постепенно привыкают к этой достаточно «очевидной» мысли.
Мне в жизни повезло!
Я открыл мерцающие шахматы и все миллионы новых игр, вытекающих из этого фантастического открытия, и потому мне посчастливилось прописать строгий анализ, в котором убедительно доказать в первую очередь себе самому, что мат в нормальных шахматах двумя конями ставится!
Но сначала немного об ортодоксальных позициях.
Если вы играете с часами, когда флаги у обеих сторон висят «на волоске», и точная игра невозможна в принципе, вполне могут возникать практические шансы, когда король и два коня ставят мат одинокому королю, неудачно маневрировавшего партнёра.
То есть и в обычных шахматах вполне реальные ситуации, когда мат двумя конями ставится!
Глава третья
Ход конём
По ссылке вверху увидите ролик!
Ничто так трудно не усваивается в шахматах ребёнком, как «ход конём».
Увы!
Мне семидесятый год.
И только вчера я обнаружил еще одно интересное развитие темы «ход конём». Удивительно, но это видимо абсолютно неисчерпаемая тема!
Давайте для начала пробежимся по известным всем нам с детства дефинициям.
Конь ходит буквой «Г»!
Конь ходит на одну клетку вперёд и на две вбок.
Конь ходит на две клетки вперёд и затем на одну клетку вбок.
Конь ходит по диагонали в прямоугольнике две клетки на три, из угла в угол.
Конь идет вперёд как ладья на одну клетку и затем как слон на одну клетку в том же направлении.
Конь ходит на ближайшее поле, недоступное ферзю из исходного.
Конь ходит не так как слон и не так как ладья на ближайшее поле.
Конь ходит не так как ферзь на ближайшее поле.
Конь на шахматной доске каждым ходом меняет цвет того поля, на котором стоит: с черного на белое, с белого на чёрное.
Разумеется, я не претендую ни на полноту, ни на законченность этого воистину бесконечного (без КОНя!) списка!
Но перейдём к серьёзному рассмотрению проблемы.
Мне довелось снять потрясающий ролик, в котором девочка (дошкольница) переживает момент «зацепления» - то есть момент, когда она зацепилась за понимание того, как перемещается конь на шахматной доске.
Это для профессионального тренера зрелище фантастическое.
Зритель вместе с ребёнком заново переживает давно забытые ощущения от победы над материалом!
Рука медленно перемещает коня над клетками доски и вы прямо тут проживаете эти мгновения поиска и подсчётов!
Увидеть зримо, как ребёнок «открывает» для себя и в себе «ход конём» это редчайший случай! Как правило мы не в состоянии зафиксировать эти мгновения. Во сне он это делает, или в уме во время прогулки? Когда пьёт молоко или когда смотрит мультик?
Сам ребёнок, как правило, не в состоянии зафиксировать и правильно отрефлексировать этот момент.
Это сродни тому, как ребёнок вдруг начинает читать.
Теорий тут масса, но на самом деле, никто не знает, как это происходит в реальности.
В отличие от всех других моментов обучения шахматной игре этот момент самый удивительный! И иногда – крайне редко – мы можем увидеть, ощутить это потрясающее проживание ребёнком пика вхождения в чарующий мир шахматных образов.
И вот мы с вами приближаемся к моменту, когда мы осознаём наконец, насколько мы сами далеки от подлинного понимания того, как ходит конь!
Начнём с простейшего.
Если ладья ходит по вертикали и горизонтали, а слон по диагонали, то про них мы можем уверенно сказать, что слон двигается под углом в сорок пять градусов, к траектории движения ладьи.
А вот «ось» движения коня наклонена по отношению к вертикали на 26 примерно градусов.
Интересно! Ведь почти также наклонена ось вращения Земли!
И есть среди планет Солнечной системы планета, ось вращения которой имеет наклон максимально близкий к наклону оси движения коня!
Это Сатурн!
Помните его знаменитые «кольца»?
А ведь клетки, на которые может встать шахматный конь окружают его позицию по кольцу! Есть даже устоявшийся термин: «коневое колесо»!
Движение шахматного коня стало темой бесконечного числа почти математических задач.
Например, задача о перемещении коня по шахматной доске с целью обойти все её клетки, побывав на каждой только один раз.
Например на доске 3х3 это уже невозможно!
Интересно, как конь справляется с этим заданием на досках размерами 4х4, 5х5, 6х6,7х7 и так далее. На доске 8х8 маршрутов решения этой задачи – уже десятки триллионов!
Интересно рассмотреть ход коня с точки зрения симметрий числовых рядов.
В качестве популярной детской игры рекомендую поупражняться на пронумерованной доске размером 5х5.
Любопытно решение о формуле хода конём на гексагональной шахматной доске. Гексагональная структура создаёт представление об уточнении формулировок хода конём вообще.
Мне посчастливилось найти ряд уточнений для формулы хода конём на пентагональной шахматной доске.
Много интересного можно обнаружить в перемещении ходом коня по орнаментам ханты и манси, по древнерусским деревянным узорам, по узорам на персидских коврах и тому подобных орнаментах и узорах.
Глава четвёртая
О ходе конём в практиках некоторых великих мастеров
В первую очередь нам надлежит рассмотреть тему «Мхедрули» в шахматной композиции.
Далее предлагаю присмотреться к игре конями в практиках Людмилы Сауниной.
Идея «Венка шахматных партий» основана на знаменитой «задаче о коне», которой столько сил отдал великий математик Эйлер.
Глава пятая
К истории моего логотипа и последние мои находки
Соединить Коня и мой портрет в редакции "Качканарского рабочего" а это именно портрет, придумал Сергей Ковязин в Екатеринбурге. А познакомились мы в Урае, где он руководил ГПТУ пока мы не начали Всесоюзный педагогический эксперимент. В Екатеринбурге он стал издателем и издал сбоник Surmico, самую революционную, прорывную книжечку об образовании. Но Россия с сильным образованием была тогда никому на свете не нужна. Плевали все на прорывные технологии. А вот мой логотип с обложки со мною уже сорок лет! Чудо!
Приложение
Мои песни и стихи о конях
У меня их больше сотни! Но для общего знакомства...
1
Эх, по коням, по коням, по коням!
Эх, по коням, по коням, по коням!
Наша скачка уже началась!
Мы уходим, уходим в погоню
За короной сверкающих глаз!
Мы несёмся по пыльным дорогам,
Забывая о тех, кто отстал,
Нам до смерти осталось немного,
А за смертью нас ждет пьедестал!
Развеваются гривы, как флаги,
Буйно пена срывается с губ!
А за нами, как алые стяги,
Зори! Зори – они не солгут!
Не споткнёмся, не бросим поводья!
Талисманы в карманах храня,
Кем мы были вчера, а сегодня
Каждый – тень боевого коня!
Где-то там, за дорожною пылью
Алый плащ промелькнул и исчез.
Мы не станем ни сказкой, ни былью!
Мы уйдём в зачарованный лес!
Эх, по коням, но где же вы, кони!
Где вы молнии грив и копыт?
Самолёты уходят в погони.
Конь на том пьедестале стоит!
2
Конь
Я окруженья не боюсь!
Я вывернусь везде!
Я сквозь любой заслон прорвусь!
Поверь моей звезде!
Поверь в коварный мой зигзаг,
В криволинейный путь!
Он создал шахматы! Итак,
В нём тайна их и суть!
3
Шахматная Шкатулка. Фигуры. Конь
Когда ты пешкою дойдёшь
До самого до края
И в мир захочешь посмотреть
Исполненный огня
Не жди пока отплачет дождь
Мир в капли собирая
Уж раз собрался ты гореть
То превратись в меня!
Загадкой будешь ты для всех
Умнейшим непонятен!
По траекториям твоим
Во всём невычислим
В меня не превращаться – грех
Ведь я во всём приятен
Тому, кто непоколебим
И в том неотразим.
4
Мне снились лошади на шахматном газоне
Из цикла "Шахматные видения"
Мне снились лошади на шахматном газоне
Таком зелёном, как зелёное сукно.
Квадрат то стрижен, то не стрижен! Как в кино!
Такой спектакль! Он только раз идёт в сезлне!
Все дамы в белом, безупречно одноцветном!
И кавалеры в белом, все как на подбор!
И кони белые! Весь королевский двор!
В зелёном мальчики! Прислуга! Незаметна!
Я завороженно смотрел на них сквозь сон.
Играла музыка, которой я не помню!
Я точно знал, что где-то тут каменоломни
Как будто был когда-то в них я занесён!
Стояли пары белоснежны на лугу
Вкруг живописно расположенных лошадок
Я понимал, что я в любой момент могу
Проснуться. Только почему то мне не надо.
А я хотел! Хотел лошадкой сделать ход!
Переместить её на стриженный квадратик!
Как будто в этом был какой-то тайный код
Сходить конём! Во сне! И утонуть в закате!
5
На могилу коня мне поставьте!
На могилу коня мне поставьте!
Не каменного, не железного!
Бездыханного, бесполезного!
Ты - мой шахматный конь!
Ты – души моей огонь!
Ты скачи мой конь, ты скачи!
По полям безымянным
По избам деревянным
Городам освещая дорогу в ночи!
Сколько тысяч людей на тебя посмотрело с любовью!
Сколько тысяч девчонок навеки влюбилось в тебя!
Ты – мой шахматный конь, оживленный моею же кровью!
За тобою в погоне забыла душа про себя!
Так что если нетрудно вам будет на это решиться!
И не жалко вам будет комплект потрошить для меня!
Не живого прошу! Над железным не стоит трудиться
На могилу мою деревянного киньте коня!
Мы с ним будем вдвоем, и поверьте: нам будет неплохо!
Мы трудились на славу, и сможем теперь отдохнуть!
Пусть он видит как небу совсем без меня одиноко
И когда будет нужно сумеет меня помянуть!
Мы истлеем, на тысячи мелких частиц распадёмся!
Так что нашим потомкам следов не суметь, не сыскать!
Но как кони живые, мы по душам живущих несемся!
И на этих конях души смогут к себе доскакать
И на этих конях души смогут себя отыскать!
6
Я думал в детстве это очень просто
Я думал в детстве – это очень просто:
Пустить часы и сделать ход конём
Но начались вопросы и вопросов
Всё больше становилось с каждым днём
Я думал, начиная, что ответы
Найдутся сами, в ходе, по пути
Но в ходе обнаружились сюжеты
В которых нет ответов! Не найти!
А часики стучали, тур за туром!
В командных битвах падали друзья
Анализы, подсказки, перекуры
И вдруг по всем позициям: «Нельзя!»
И вот я в Красной книге, вроде стерха,
И всё вокруг мне шепчет про уход…
И понял я, что это кто-то сверху
Пустил часы и сделал мною ход.