Найти тему
Борис Останкович

Евгений Останькович По заданию Зевса

Евгений Останькович

ГЛАВА: 12 ТАБЛИЦА "ВЛАСТЬ - КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ - ЧЕРТЫ ПОСТУПКОВ"

(Человек владеет властью, но и она - владеет им. Однако власть бывает разнолика, в зависимости от лидирующих потребностей. Поэтому человек власти - разнолик...)

ВЛАСТЬ РАДИ ВЛАСТИ.

Лидирующие потребности:

1. Власть ради власти.

2. Потребность самосохранения.

3. Потребность реформирования в сторону автократизации, усиления силовых структур.

Качества личности. Суровость - жесткость - жестокость. Цинизм. Нетерпимость. Мстительность. Хитрость. Трусость. Демагогичность. Черты поступков: много слов о врагах государства и народа. Тезис: крепить государство, личное игнорирование законов. Неумение держать слово. Частые перестановки кадров. Охота, спорт в форме самоутверждения. Выступления перед народом по радио, телевидению в случае личной нужды: от случая к случаю.

ВЛАСТЬ РАДИ БЛАГ И ПРИВИЛЕГИЙ.

Лидирующие потребности:

1. Самоутверждение в форме благ и привилегий.

2. Общение с узким кругом близких и нужных людей.

3. Самосохранение в форме макиавелизма.

Качества личности. Цинизм. Корыстолюбие. Зависть. Отсутствие патриотизма. Беспринципность. Интриганство. Склонность к политическим играм.

Черты поступков: связи с мафиозными и подозрительными структурами. Вклады в западные. банки, участие в смешанных коммерческих объединениях. Пребывание родственников за границей. Строительство супердач.

ВЛАСТЬ РАДИ СЛАВЫ.

Лидирующие потребности:

1. Самоутверждение в форме славы.

2. Потребность в доверии, особенно среди интеллигенции.

3. Улучшение благосостояния народа.

4. Привилегии, блага.

Качества личности: Внешняя простота. Тщеславие, честолюбие, артистизм, лукавство, обаяние, лесть.

Черты поступков: поиск путей популярности, активное общение с прессой, публикация мемуаров, участие в закладке памятников, в церковных службах по праздникам, благотворительные акции, организация встреч с народом, связь на уровне поверхностного товарищества с людьми из простого народа. Участие в общественных фондах. Участие в патриотических акциях. Тезис - лозунг: "Прославим нашу Родину!"

ВЛАСТЬ РАДИ НАРОДА, РОДИНЫ.

Лидирующие потребности:

1. Благосостояние народа, Родины, забота о свободе, гражданских правах.

2. Самоутверждение в ощущении своей нужности людям.

3. Укрепление народовластия.

4. Стремление к порядку и законности.

5. Потребность иметь вокруг себя верных единомышленников с целью коллективного творческого поиска совершенствования государства.

Качества личности: порядочность, сердечность, патриотизм, простота, товарищество, излишняя доверчивость, терпимость к мелким недостаткам своих соратников, личная скромность.

Черты жизни. Систематические отчеты о делах в стране, по радио, телевидению. Затруднения при решении сложных, противоречивых проблем и вопросов. Внимание к товарищам по работе. Добрые и близкие отношения с некоторыми руководителями других регионов, стран. Терпимость к оппонентам из различных партий и группировок. Готовность в критических ситуациях пожертвовать своей властью ради сохранения единства народа, нации, страны.

ПРАВЫ ЛИ КУБАНСКИЕ КАЗАКИ?

(По поводу таблицы: "Власть - качества личности -черты поступков").

Эта глава, по сути дела, - комментарий к таблице - попытка автора зафиксировать наиболее характерные для человека проявления в условиях обладания им "властью ради власти", "властью ради привилегий и благ", "властью ради славы" и "властью во имя блага народа и Родины" ("Властью для всех").

Таблица не претендует на абсолютную истину, так как каждый человек неповторим. Кроме того, как правило, отсутствует четкое и одностороннее предназначение власти.

Нужно еще учесть, что "власть ради власти" - единственная из перечисленных "властей" - "чистокровная" потребность. В иных случаях она является поначалу только средством для удовлетворения потребностей различной направленности.

"Власть ради власти" - одна из самых агрессивных потребностей в условиях ее лидерства. По ее вине блок “Я” почти изолирован от информации иных сущностных сил, так как "власть ради власти" вводит жестокую цензуру на информацию со "штемпелем" иных потребностей. Только одна специфическая сущностная сила по своей природной исключительности, обладая "паспортом" неприкосновенности, может серьезно вмешаться и процесс преддействия. Это потребность самосохранения, которая обладает огромной информацией в блоках опыта и прогноза, образов, установок и ценностей. Она может использовать сполна кладовую мрачных эмоций. Верным ее помощником является страх.

Таким образом, спираль преддействия лишается подсказок, заявлений, предложений, протестов множества потребностей. Преддействием занимается теперь тандем - "власть ради власти" и "самосохранение". Теперь вы сами сможете смоделировать действия такого тандема. Остается только напомнить самое главное. Нивилируются многие человеческие ценности, процветают жестокость, хитрость, недоверчивость, цинизм, демагогия, макиавеллизм. Во имя целесообразности, "с точки зрения" тандема, репрессируются не только оппоненты (теперь уже в образе врагов), но и мнимые "недруги" и даже бывшие соратники и друзья, которые слишком много знают. Что можно ожидать доброго от этого тандема? В лучшем случае, могут быть позволены некоторые меры, облегчающие в какой-то степени бытие наиболее беспокойных, и тем опасных, социальных слоев или групп. Но самое главное - тенденции. Под флагом безопастности государства и укрепления растут силовые структуры, происходит автократическая перелицовка законодательства, формализуются гражданские права. "Власть ради власти" не боится крови, а в особой ситуации - даже большой. Это хорошо помнит Россия...

Часто людей приводит к власти группа материальных потребностей, имеющих виды на различные блага и привилегии. Вот эта группа и является "советом президентш". Ситуация - малорадостная. Но все же дается дыхание некоторым иным потребностям. Потребность самосохранения напомнит о необходимости больше внимания уделять народу, стране. Что-то будет сделано. Но в самую меру! И опять тревожны тенденции. Создаются условия для роста коррупции, которая норовит стать привилегией. Укрепляются мафиозные структуры. Из-за удобных для власть предержащих беспорядков разрушается отечественная экономика ради личных выгод, которые даются внедрением в наш рынок западных коммерческих структур.

"Власть для славы". Это более мягкая форма влияния ведущей потребности самоутверждения путем популярности, удовлетворения тщеславия. Активнее о себе дают знать те потребности, удовлетворение которых хотя бы в какой - то мере работает на имя человека. Возможна реальная реформаторская деятельность во имя повышения благосостояния и культуры населения.

Но все перечисленные "власти" - во власти времени. По природной закономерности средство в конце концов само становится потребностью. Вот тогда и жди плохой "погоды". Поэтому во многих конституциях сроки правления лидеров ограничены.

Но следует учитывать и проявление другой природной закономерности. Это некое атавистическое свойство, оставшееся нам от предков - "заражение" качествами лидеров тех, кто контактирует с ними. В данном случае имеется в виду подражание чиновников "сюзеренам", с которыми они связаны пуповиной государственных отношений. А это учитывать необходимо, так как качество выполнения любой программы, любого решения сверху, не говоря уже о рутинной работе, зависит от качества личности. От качества потребностей, интересов и способов их удовлетворения так называемых исполнителей...

Очень непросто обстоят дела с "властью для всех". Власть есть власть. И потому у ее порога всегда толпится всякий люд. И почти каждый заявляет, что он и во сне плачет по поводу бытия людей и славы Родины. Но стоит только прикоснуться к "рулю управления", как сразу госмашина начинает делать повороты не в ту сторону. Прошу прощения у политиков - не о каждом здесь речь. Но уж очень мало правильных водителей!

Но не потому, что Россия мало рождает таковых. Потребность зашагать к таковой власти рождается непросто. Жизнь для народа - если это не пустая строчка из предвыборных обещаний - предполагает целую цепочку самопреодалений, порождаемых самой сутью человеколюбивой личности. Их социальные потребности имеют возможность благополучно существовать на месте - в селе, городе, регионе. Что может быть радостнее неформальных контактов, чувства самоутверждения при оказании помощи окружающим, ощущения своей нужности им. Всего этого на месте больше, чем за стенами госучреждений. Кроме того, очень многими власть воспринимается как насилие и признается лишь в роли инструмента, лечащего от душевных, физических недугов.

Вот такой конкретный альтруизм, со всеми своими недостатками, есть необходимая первооснова личности, без которой власть человеку доверять нельзя!

Нужно, чтобы эта первооснова выросла до слияния собственного “Я” с понятиями Народ, Нация, Страна, Родина. А уж дальше возможен путь к власти. Но и тут загвоздка. Я знаю одного философа, человека умного и порядочного, который однажды решил занятся политикой. Потом о своих печальных результатах он сказал весьма выразительно, с профессиональным уклоном: "Я понял, что нельзя высовываться из спирали!"

Я хорошо понимаю его. Ведь путь к власти настоящего гражданина - честного, порядочного - затруднен массой самоограничений и самозапретов, продиктованных его нравственностью. Чтобы было понятнее, приведу сравнение, которое нашел у И.Ефремова. Он, говоря о таких людях, нашел интересный образ. Такой человек подобен слону, который старается и в джунглях не сломать ни веточки. В то время как олень от страха все ломает на своем пути. Но беда в том, что все эти самозапреты воспринимаются многими оппонентами как инфантилизм конкурента. И охота на таких "слонов", как правило, проходит успешно. "Слоны" это знают, и многие предпочитают жить вне политики.

Но вот какое дело. Мне запомнилось оригинальное решение кубанских казаков по поводу выбора кандидата в парламент. Главное, чтобы человек подходил по всем статьям. А если не захочет - надо его заставить!..

Правы ли казаки? Не знаю. Однако на память приходит история начала Дома Романовых. Когда Земский Собор решил сделать царем Михаила, то он там не был. Не ведал он о своей судьбе, когда проводили опрос населения России. (Были и тогда референдумы). Заручившись поддержкой своего народа, Собор послал к Михаилу послов "на уговоры". Те припугнули его даже "божьим повелением". Но молодой Романов - отказался. Как пишет С. Соловьев, "послы молили и били челом Михаилу и его матери с третьего часа дня и до девятого"... Дом Романовых царствовал более трехсот лет.

А, может, и правы кубанские казаки!..

ЛИДИРУЮЩИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЭПОХИ ЗАСТОЯ И В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ.

ЭПОХА ЗАСТОЯ.

Относительная нормальность

Патология.

1. Самоутверждение.

В общественном признании(общественная работа). В соревновании. В карьере. В популярности. В образовании. В творчестве (рационализация, тех. моделирование, худ. самодеятельность, спорт).

В приобщении к привилегиям. Хулиганство, хамство Сомнительное хобби Выделиться любой ценой.

2. Материальные потребности на уровне допустимого минимума

За счет интенсификации труда, премий, общественных фондов потребления, рационализации.

Хищение гос. и общ. собственности. Приписки.

3. Гражданское самовыражение

Общественная работа. Выступления на собраниях, письма в прессу.

Доносы.

4. Самосохранение.

Забота о здоровье (санатории, дома отдыха, пансионаты, профилактории, отдых у моря.) Участие в акциях Фонда Мира.

Невмешательство в трудовые конфликты, пассивность при организации гражданских актов протеста. Связи с власть имущими. Взятка.

5. Потребность в остроте ощущений.

Спорт. Турпоездки. Охота и рыбалка. Молодежные лагеря и стройки. Азартные и острые зрелища.

Браконьерство, хулиганство, хамство, изнасилование.

6. Потребность в образцовом правопорядке.

Заявления и жалобы в милицию, прокуратуру и адм. органы; в советы и парткомы (по поводу бюрократизма).

7. Потребность в сохранении энергии.

Рационализация. Отдых( - см. самосохранение.)

Простои. Брак. Халтура. Приписки.

8. Искусственные потребности.

Пьянство

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

Относительная нормальность.

Патология.

1. Материальные потребности на уровне выживания.

Интенсификация труда, предприимчивость. Социальное вспомоществование.

Спекуляция, торгашество и другие не правовые методы. Рэкет. Грабеж всех видов собственности. Бандитизм.

2. Самосохранение.

Поиск лучшей работы, накопление продуктов, ожидание помощи от государства.

Личная вооруженность на случай нападения.

3. Гражданское само выживание.

Референдумы. Митинги и демонстрации. Забастовки.

Экстремизм. Национализм.

4. Потребность в остроте ощущений.

Слабо выражено.

Бандитизм. Садизм, глумление, убийство. Злобствование.

5. Потребность в мире, порядке и покое в зоне. дома, улицы, города, села, региона.

Не удовлетворена.

6. Искусственные потребности .

Фантазирование несбыточного, ожидание инопланетян, увлечение магией и т. д.

Пьянство, наркомания, проституция, токсикомания, половые извращения.

7. Самоутверждение.

Продуктивность сада, огорода, мастерство ремонта домов и квартир. Прикладное мастерство.

Обогащение. Утверждение права физически сильного. Хамство, садизм, глумление. Строительство домов и дач дворцового типа за награбленное.

8. Потребность наведения законности и порядка в госаппарате.

Жалобы и письма в прессу.

ОПАСНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

Эта таблица упускает перечень лидирующих сущностных сил значительной группы людей - политиков, бизнесменов, преуспевающих коммерсантов, предпринимателей, руководителей иных производств и общественных движений, активистов этих движений, чья деятельность на социальной ниве стала уже профессиональной. Их жизнь наложила иной отпечаток на характер потребностей, чем у основной массы населения. Об этих людях будет сказано несколько позже.

В таблице же дается перечень потребностей тех, чей уровень жизни ныне упал до черты бедности, то есть многих миллионов людей. Зафиксированы некоторые лидирующие потребности в период застоя и в нынешнее время. Сравним эти периоды.

Нельзя, конечно, идеализировать эпоху застоя. Общество находилось в ненормальном состоянии. Посмотрите таблицу. О положительном потенциале специфических сущностных сил большей части общества можно говорить, только добавляя слово "относительно". Потребности то и дело искажались экономической зависимостью людей, которая обострялась самодурством всесильных временщиков. На пути удовлетворения многих потребностей, как соловей - разбойник, бесчинствовал формализм. Мучила несвобода выражать открыто свои чувства и идеи. Развивалось потребительство. Существовало немало патологических способов удовлетворения потребностей, повлиявших на качество последних.

Жизнь способствовало развитию беспринципности, лицемерия, формальному товариществу, нигилизму. Росло пренебрежительное отношение к общественному труду. Для определенного социального слоя были созданы различные незаконные привилегии, к которым стремились многие. Бичом общества стало пьянство. Развивалось воровство государственной собственности, которая негласно признавалась ничейной.

Реформаторский период поначалу чуть было не открыл путь реанимации "больных" потребностей. Исчезли многие привилегии. Началась демократизация. Обрел свою силу плюрализм. Стал ослабевать страх, вызываемый возможностью опасть в "неблагонадежные", что могло разбудить задремавшую гражданственность.

Но вот наступает время лечения шоковой терапией, которая, по предложению ее организаторов, могла поднять деловую активность населения, покончить с потребительством. Частично это удалось. Но лишь частично.

Каков же итог? Сравнивая лидерство потребностей эпохи застоя с нынешними "фаворитками" психики, невольно обращаешься снова к образу древа сущностных сил, о котором писалось в начале книги. Если ствол фундаментальных потребностей этого дерева "подпилить" где-то внизу, то начинают усыхать ветви индивидуальных социальных потребностей и их отростки - интересы. Дает о себе знать закон природы: при появлении опасности для жизни или сокращении возможностей нормально удовлетворять элементарные физиологические функции, начинают в психике доминировать потребности, связанные с выживанием и самосохранением.

Об этом красноречиво свидетельствует перечень ныне властвующих потребностей, которые привели общество к догражданскому состоянию, вырваться из которого можно лишь "подлечив" ствол древа, перенаправив таким образом энергию к ветвям социальных потребностей, на которых только и могут вырасти плоды гражданственности.

Но в последнее время все яснее начинает проявляться идея выхода из догражданского состояния путем обращения к разуму и дисциплине. Обновление России с помощью всенародного движения, во главе которого встанут русское сердце и русский разум, такие щедрые от природы, звучит заманчиво. Но массовое движение по обустройству России без лечения прикорневой системы древа потребностей невозможно. У миллионов людей, занятых самовыживанием - другие проблемы. И в этом виновато не сознание. Пути к понятиям гражданского долга, личной ответственности, к необходимости глобального повышения культуры общества и так далее перекрыты иной информацией, эмоциями, чувствами, действующими в пристяжку к потребностям выживания.

Обращение в критические моменты к сознанию путем лекций и прочего просветительства - уже знакомая по аналогичным примерам акция. Ничем хорошим она не кончалась.

Кто может подвергнуть резкой критике мой комментарий? Могут обвинить в недооценке русского сердца и ума. Но и к таким реакциям я привык. Били много раз при Хрущеве, били и при Брежневе. Ведь и тогда объявлялись всякие движения, которые потом тихо умирали. Зачинатели из власти предержащих в таких случаях поступали по Библии: "За грехи наши вот тебе, Боже, - козлы отпущения!" И начинали костить на чем свет стоит агитаторов, пропагандистов, лекторов, культработников. Не сумели, мол, дойти до ума и сердца каждого человека! И так десятки лет: слишком велика у некоторых иллюзия всесилия и независимости мозга. А сила этой иллюзии в том, что жить с нею проще! Плохо стране - виноват, значит, сам народ: не дошел до каких-то там высот или истин своим сознанием.

Со мной часто соглашаются, когда я говорю, что человек - суть окружающих обстоятельств. Но некоторые, из тех, кто соглашается, при этом смотрят на меня с неблагожелательной хитрецой, будто пришпиливают к доске омерзительного биологизма. Они-то знают, что эти самые обстоятельства, рождающие суть человека, творит человек сам! Да. Он их творит сам. Но не под диктовку мозга, а под диктат потребностей.

Есть и другой крен в сознании политиков. Например, нынче буквально заездили тютчевскую фразу: "Умом Россию не понять". Она как громоотвод. Дескать, Россия, такая - необычная! Вот поэтому и столько гражданских проблем.

Умом не понять Россию может цивилизованный американец, которому трудно представить, как это можно дойти до жизни такой. Он точно так удивляется и у себя дома русской мафии, разбавляющей бензин водой. Как это, мол, можно!

У нас - можно. Деформация потребностей и не то может позволить. А специфика нации? Она, конечно, есть. У каждой нации. Но законы природы для всех - одни...

Я, конечно, за разум. Творческий, логический, обогащенный рациональной информацией, живой, гибкий, незаурядный, пытливый, тонкий, острый и, естественно, светлый и здоровый. От него во многом зависит способ удовлетворения потребностей, а значит и их качество, так зависящее от способа.

Но фетишизация его роли, по-моему, попахивает тоталитаризмом. В цивилизованных демократических странах давным-давно взяты на вооружение эмпирические "наработки", связанные с природными закономерностями "поведения" в различных условиях и потребностей, и интересов, и эмоций, и чувств, где разуму отводится надлежащее ему место. Такие "наработки", например, нет - нет, да проступают между строк Конституции Соединенных Штатов Америки. Используются они иногда - когда удобно - и в системе нашей власти. Но об этом в следующих главах...

И ЕЩЕ ОБ ОДНОМ ЗАКОНЕ ПРИРОДЫ

Эта таблица не имеет права быть точным регистратором внешнего состояния лидирующих общественных потребностей. Жизнь - это движение, процесс. Любая новая экономическая, социальная или политическая ситуация может внести изменения. Скорее всего таблица отражает отдельные тенденции процесса.

Кроме того, следует учитывать и действие одного из охранных законов природы. В любом обществе, даже при самом мрачном его состоянии, во все времена сохранялся и сохраняется род людей, выполняющий роль консерватора лучших качеств цивилизованного человеческого бытия. В случае поворота жизни к лучшему, такие люди становятся активными катализаторами восстановления ведущей роли в обществе высших социальных потребностей...