Евгений Останькович
ГЛАВА 11. ТИРАН ТО ТИРАН! НО ЗАТО КАКОЙ СКРОМНЫЙ...
(По примеру президентов. Миф о Тантале. Еще раз о страшной трагедии. Безответственность - качество обманное).
Самая пора напомнить о роли вырвавшихся вперед в своем развитии потребностей. В таком случае слово "лидерство" надо менять на другое - "владение". Потребность или потребности не просто добиваются доминанты, а "овладевают обстановкой". Они поступают, как новые президенты в Белом Доме у Потомака. А с чего там начинают президенты? Правильно. С замены аппарата управления за счет близких по духу и идеям людей, отвечающих потребностям первого лица Америки. Вот так поступают и лидирующие потребности.
Прежде всего они захватывают главные узлы нервных информационных связей. Ведь мозг то и дело принимает новую информацию и требует подтверждения о ее нужности для них. Когда у пульта приема "связи" новая "президентша", то и отношение к информации может сильно измениться. Конечно, и другие потребности получают сигналы, но уже с большими помехами - эмоции и образы уже могут относиться к "периферийной" связи кое-как, выслуживаясь перед новой "хозяйкой" или "хозяйками". По приказу "президентш" в блоки памяти попадает, контрастируется на первый план удобная для новых "хозяек" мозга информация.
В блоках преддействия таким образом происходит реформация в духе нового "времени" или "нового порядка". Иногда отключается, по сути дела заглушается почти вся информация, если потребность - лидер находится в состоянии форсажа, так как ей срочно нужна другая "пища". В дни кровавых событий в Москве, в октябре 1993 года, иностранных журналистов удивляло равнодушие старушек, стоящих в очереди за картошкой. Рядом стреляют, а они на все это - никакого внимания. (Напомнить бы им русскую поговорку: голод не тетка!) Но обычно нелидирующие потребности сохраняют свои старые связи, хотя пользуются ими с согласия "лидерш". Как может меняться человек в таком случае! Приведу в начале пример из мифологии - кладезя народной мудрости.
Речь пойдет о неком царе Тантале - любимом сыне Зевса. Не случайно громовержец так относился к своему потомку. Богопослушен. Скромен. К людям относился со вниманием. Любил детей. Чтил правила порядочности. То есть в душе Тантала властвовали самые добропорядочные потребности. Вот за это и послал Зевс своему сыну необыкновенную удачу во всем. Дал ему много прав. Тантал, например, имел возможность пировать вместе с богами. С легкой руки отца он стал богатеть с каждым днем. Золотые рудники приносили необыкновенный доход. Поля становились все плодороднее, а сады щедрее. Не сосчитать было его стада - овец, коров, лошадей. Бывали грешки у Тантала, но Зевс ему все прощал.
Постепенно чрезмерное обогащение оттеснило в сторону другие потребности, а вместе с ними былые установки и ценности. Он возомнил себя равным богам. Стал питаться их пищей. А как отношения с родными, с гражданами царства? А как с порядочностью? А вот так! Он не только презрел своих людей, но стал посмеиваться даже над обитателями Олимпа. Для того, чтобы поиздеваться над ними, указав им на ограниченность олимпийского всеведения, Тантал убил своего сына и его мясо под видом прекрасного блюда подал на пиршеский стол бессмертных. Это преступление переполнило чашу терпения. Бывшего любимца Зевс отправил в подземное царство, обрек на вечную жажду и голод.
А вот конкретный пример, взятый из очерка "Будучи доверенными лицами" Ф.Зинько о капитане парохода "Адмирал Нахимов" В.Маркове и капитане сухогруза "Петр Васев" В.Ткаченко, которые стали виновниками трагедии в результате столкновения их кораблей.
Автор хорошо знает, например, В.Маркова и поэтому дает ему весьма четкую характеристику, на основании которой можно глубже пояснить суть этой главы.
"Он был хорошим капитаном", - так начинает характеристику В.Маркова одесский журналист. Но быть хорошим капитаном значит обладать высоким профессионализмом, предполагающим целый ряд качеств и умений. Короче говоря, не смог бы он стать первым человеком на таком солидном корабле, не будь у него помимо, знаний и навыков, высокой самоорганизованности, внимательности к людям его команды, выдержанности. Все это было, когда им руководила потребность самоутверждения как личности, для признания его будущих капитанских достоинств. Тогда и выполнение служебного долга было иным. Работал человек и умом, и сердцем. Но пришло время, сообщает Ф. Зинько, когда Марков научился обвораживать того, кто казался ему в этот момент нужным, и в то же время уже был недоступен для подчиненных, допускал их унижение.
Вот вам уже первые перемены. Человек самоутвердился, став капитаном. Теперь стали рваться к лидерству другие потребности - власть, слава, какие-то материальные привилегии. Служебный же долг незаметно для самого Маркова ушел на второй план, изменилось и отношение к людям. Потому он не случайно покинул свой пост и поспешил в корабельный люкс, где находился влиятельный начальник, чтобы обвораживать его во имя своей дальнейшей судьбы, так как нынешней Марков уже был не доволен. Конечный результат нам известен - случилась трагедия, погибли сотни людей...
Несколько иначе получилось у В.Ткаченко. Начало, правда, было почти таким же, как у Маркова. Но вот человек стал капитаном. И тут постепенно увлекся процессами технологическими. Ведь он, все позабыв на свете, до последней минуты лицезрел работу "системы автоматической радиолокационной прокладки, которая позволяет "проиграть" на экране варианты расхождения судов". Его предупреждали: пора поворачивать - впереди, как новогодняя елка, светится пассажирский лайнер. Ткаченко, припав к тубусу, только отмахивался: "Не паникуйте, штурман, машина показывает отличное расхождение!" Будучи доверенным лицом, он потерял остроту восприятия главного.
Во врезке к материалу Ф.Зинько редакция газеты написала следующее: "Мы хотим лишний раз напомнить о главном зле, которое привело к катастрофе, - безответственности". Вопрос поставлен привычно. Но верен ли до конца такой подход к случившемуся? Ведь понятие безответственности, как и понятие формализма, не первородны по своей сути. Оно, в основном, регистрирует качество отношения без анализа причины.
Чаще всего безответственность - это потеря заинтересованного внимания к чему-то важному из-за ослабления его ценности в сознании и усиления воздействия иной информации, перекрывающей все остальное потому, что эта иная информация адресована к лидирующей в данный момент потребности. Безответственность - уже следствие, а не причина! Но мы зачастую спрашиваем с человека за следствие, упуская причину. Следствие как потеря заинтересованного внимания - неполный информатор о сущности поступка. А вот определение лидирующих потребностей через интересы и ценности, через мотивы поступков и конечные результаты дают предсказуемую картину последствий. И если бы в отделе кадров пароходства знали о потребностях Маркова, например, и четко представляли, куда эти потребности могут завести, то наверняка отпустили бы на какой-нибудь буксир для "охлаждения желаний".
Лидерство определенных потребностей рождает очень часто и определенную иерархию других сущностных сил человека. Причем иногда совсем для нас неожиданно. В конце главы автор решил поместить небольшие таблицы, показывающие характеры, качества различных жизнепроявлений, смену установок, интересов, ценностей совершенно различных, вроде бы, потребностей, в зависимости от лидерства так называемых "президентш".
Конечно, эти таблицы не следует абсолютизировать, они дают только примерные, предпочтительные тенденции. Но их надо учитывать, определяя качества человека. Учитывать хотя бы для того, чтобы не удивляться неким противоречиям. О таких противоречиях мы узнаем из исторической, мемуарной литературы. Например, из жизнеописания шведского короля Карла XII, талантливого полководца, перед именем которого дрожала вся Европа, кроме... России.
Король обладал большими возможностями для личного комфорта. Но спал на жесткой постели, положив под голову седло и накрывшись дырявым плащом. Конечно, объясняют нам историки, делал он это не случайно, а для того, чтобы его солдаты, которым приходилось в походной жизни еще труднее, не роптали, а брали с короля пример. Но ведь не только в походах, Карл поражал тех же польских панов и саксонских баронов простотой своего быта. Значит, есть что-то положительное в этом человеке!? Не будем спешить с выводом. Неприхотливость короля так же закономерна, как закономерен снег в январе. Смысл жизни короля был в его воинской славе. Готовя себя к бивуачной жизни Карл с детства воспитывал в себе те качества, которые помогли бы ему потом, в дни великих баталий. Так и не взрастил он в себе тягу к роскоши и комфорту. Все было для славы! Как и королевская корона. Карл по - своему любил свою Швецию. Во имя ее интересов якобы и воевал. Для ее процветания и богатства. Но практически цель эта не осуществилась. Страна, имевшая такого славного парня - солдата - короля, скуднела, а ее лучшие сыны гибли на полях сражений вдали от Родины. Но это не особенно беспокоило Карла. Как и не беспокоила его полная лишений солдатская жизнь, она не мешала славе, а наоборот, еще выше поднимала ее.
Но скромность в быту, жизнь без особых притязаний импонирует не только звону медных труб. Наш великий полководец Александр Васильевич Суворов не грезил славой в пору своей высокой военноначальнической деятельности. Но образ его жизни мало чем отличался от норм шведского короля. А слава?! Мужественно он терпел издевательства царского двора, когда речь шла о его личном достоинстве. Но зато он был нетерпим, если посягали на достоинство Русской Армии.
Солдаты Суворова были непобедимы не только потому, что их полководец был великим, не только потому, что верили в его гений. Его личный пример отношения к Отечеству заражал воинов чувством высокого патриотизма. Потому дух суворовского солдата был выше духа шведского, за спиной которого были только талант и смелость короля. Суворов никогда не был безрассудным, как частенько случалось с Карлом. Трудно было заподозрить Карла в особой близости к своим ближайшим родственникам, Александр Суворов стремился видеть в жене и дочери своих товарищей и соратников. Суворов заботился о каждом своем солдате, не шел на напрасные жертвы. Карл посылал своих соотечественников на смерть. Пусть погибнет последний солдат, но он, великий король, будет во славе! Вот какие схожести и различия были в их жизни и все по той причине, что одним руководило стремление жить во имя Отечества, а другой был фанатиком личной славы.
Таким образом, можно по методу от обратного приблизительно вычислить, беря во внимание формы жизнепроявления человека, имя царствующих в человеке потребностей или потребности. Кстати, методика вычисления смысла жизни от таких вот "частностей" давно применяется во многих странах. Вот один из примеров, приведенных в "Курсе для высшего управленческого персонала", написанного на Западе. Речь идет о том, что некая американская фирма собралась пустить в эксплуатацию новый завод, директором которого мог стать один из двух друзей президента фирмы. Оба были отличные работники. Выбирать было весьма трудно. Но все же выбрали. Вспомнили, что когда оба друга выполняли ночную работу, то один уже по дороге домой полушутя говорил: "Ну что ж, пропала еще одна возможность посмотреть, как играет наша команда", или "Интересно, понравилась ли Алисе пьеса?" У другого находились другие слова: "Подождать тебя?", "Как на счет чашечки кофе, чтобы завершить это дело?" И вот назначение на пост с двойным окладом получил - второй...
В конце пятидесятых годов довелось мне побывать в доме отдыха, созданном на скорую руку, на базе служебного комплекса у Холодной речки в нескольких километрах от Гагр. Совсем недавно его работники обслуживали дачу И.В.Сталина. Сама дача была несколько в стороне от служебного городка. Моя попытка попасть на дачу не увенчались успехом. Со стороны моря - пропасти, колючая проволока, блиндажи, неприступная стена, уходящая почти в небо. С другой стороны оказался скальный склон, через который был пробит тоннель, закрытый стальными воротами и двумя вырубленными в камне охранными сооружениями.
Внутрь доступ был закрыт.
Дабы снять с меня состояние огорчения, знакомый мне старожил Холодной речки тогда сказал:
- Да там и смотреть нечего! Маленький деревянный домик. Крохотные комнатки. Солдатская кровать. Стол. Вешалка и вот, пожалуй, все. Перед домиком площадка с цветочной клумбой. В ней любил копаться товарищ Сталин.
Тогда меня поразил контраст такой скромности с окружающей обстановкой. Прямо под дачей на склоне горы находился служебный городок из нескольких больших корпусов, где и был расположен теперь солидный дом отдыха. А по другую сторону от Холодной речки, почти рядом, стоял многоэтажный поселок со всеми службами быта, магазинами, пивной, автокемпингом. Там раньше жила прислуга и охрана - несколько сот человек.
Когда Сталин умер, еще несколько лет немало работников находилось при даче.
Недавно в романе А.Колберга "В автомобиле под утро" я нашел строки, напомнившие мне те старые южные впечатления: "Однажды на юге ему показали машину Сталина - семитонный лимузин из бронированной стали с пуленепробиваемыми стеклами толщиной в три спичечных коробка и предохранительной цепочкой на дверцах, чтобы какой-нибудь местный камикадзе не смог распахнуть их и разрядить обойму прежде чем... охрана успеет его схватить. Машина имела небольшой пробег - скорее всего то была одна из сестер-близнецов. Смукауса поразила тогда аскетическая простота салона и обивка из коричневой фланели".
Мы как-то привыкли неприхотливость быта, отсутствие дорогого комфорта и отсутствие стремления к нему считать стороной демократизма, простоты человека, близости его к людям. Всегда ли это так!? Ссылаться на чрезмерное усердие Берия, который прежде всего тогда командовал ситуацией, нынче не имеет смысла. Ведь мы отлично знаем, что люди Сталина никогда не делали ничего лишнего, с его точки зрения...
Восхваляя Сталина, многие авторы статей и книг говорили о его скромном образе жизни. Прием не нов. При выборе американских президентов телевидение не скупится на репортажи из каких-нибудь "сиротливых бунгало", стыдливо как-то забывая о другом имуществе и банковских сбережениях. И все потому, что многие люди привыкли думать: раз живет скромно, значит человек хороший.