С 17 февраля в кинотеатрах фильм Алексея Пиманова, название которого – «Одиннадцать молчаливых мужчин» – взято из заголовков британских газет конца 1945 года. Картина посвящена реальным событиям ноября 1945-го, когда делегация московского футбольного клуба «Динамо» отправилась в историческое турне по Великобритании, чтобы сыграть серию матчей с британскими командами, в числе которых – «Челси» и «Арсенал». Это история о легендарной победе команды советских спортсменов – Всеволода Боброва, Константина Бескова, Алексея Хомича, Михаила Семичастного, Евгения Архангельского, Всеволода Радикорского, Леонида Соловьева, тренера Михаила Якушина – над лучшими профессиональными клубами английской лиги с разгромным общим результатом 19:9. Наши футболисты не только не проиграли ни одного матча, но и завоевали сердца английской публики, полностью перевернув ее представление о русском человеке и советской стране. «Динамо» стало символом нового мира, который зарождался на руинах Второй мировой войны.
Кастинг на главные роли в фильме проводился из более 300 актеров, которые умеют играть в футбол, – выбрали лучших из них. Все трюки с мячом в эпизодах футбольных матчей актеры выполняют сами.
Послевоенный Лондон снимали в Санкт-Петербурге, полностью задекорировав несколько улиц и доставив 5 красных двухэтажных автобуса и несколько десятков ретроавтомобилей. В городе Сестрорецке Ленинградской области для съемок уличных сцен Лондона был выбран старый завод имени Мосина. В ходе съемок выяснилось, что именно на этом заводе работал отец братьев Бобровых, и Всеволод Бобров провел на нем свое детство. Матчи снимали в Москве на историческом футбольном поле в Лефортово, которое специально для этого заново перестелили.
РАССКАЗЫВАЮТ СОЗДАТЕЛИ КИНО:
Режиссер и продюсер Алексей Пиманов:
«Мы посвятили фильм великому поколению победителей. Эти ребята, примерно 1921-го года рождения. Они стали первым образованным поколением. До этого в России было 85% необразованных людей, а у этих ребят к началу войны было уже 7-10 классов, техникумы, институты, училища. Все они воспитывались патриотами, ворошиловскими стрелками, спортсменами. Они не умели проигрывать. После войны именно они восстанавливали страну, побеждали в Олимпиадах, создавали великий кинематограф, делали грандиозные научные открытия, развивали промышленность. Вот этому поколению я, в очередной раз, старался этим фильмом сказать – огромное спасибо!
Когда мы собрались с группой в первый раз, я сказал им, что мы снимаем «красивое кино про красивых людей». Эти ребята обаятельные не только потому что они умеют играть в футбол, а еще потому что они девушке позвонить не могут и признаться в чувствах. Это история не про брутальных, серьезных мужиков. Я считаю, что эту историю надо было делать про ребят, которые настоящие и живые. Они могут и выиграть, и боль перетерпеть, и на поле подвиг совершить, но при этом ребята умеют любить, помогать друг другу, которые умеют сопереживать, которые просто красивые люди сами по себе. Мне кажется, это и будет якорем кино».
Оператор-постановщик фильма Максим Шинкоренко:
«Игра в футбол – это главная составляющая фильма для меня и, как выяснилось, самая сложная часть съемочного процесса. Настоящее футбольное поле имеет большие размеры, а игра длится полтора часа – столько примерно приходится бегать настоящим футболистам. Но съемочная смена длится двенадцать часов, и столько приходилось бегать нашим актерам. Чтобы на экране игра выглядела динамичной, нам приходилось физически уменьшать размеры поля и при этом выбирать такие ракурсы, чтобы на экране поле соответствовало реальным размерам. Камеру нужно было перемещать очень быстро, чтобы была иллюзия, что актеры двигаются на высоких скоростях. Для этого мы использовали коптер, быстробегающие тележки, но самые интересные ракурсы получались, когда члены операторской группы бежали вместе со стабилизирующим устройством по полю и камера находилась на уровне травы. По фону при этом мы видели большое количество людей на трибунах, что создавало ощущение присутствия. Для меня эти кадры остаются самыми выразительными.
Как известно, игра «Динамо» с «Арсеналом» происходила при сильном тумане. Нам хотелось воссоздать этот особенный лондонский туман. Сложно было не только воссоздать, но и удержать его на нашем поле, особенно при сильном ветре. Пришлось использовать так много пиротехники, что мы задымили, наверное, весь район Лефортово».
Исполнитель роли футболиста Всеволода Боброва Макар Запорожский:
«Всеволод Бобров не тот персонаж, о котором нужно рассказывать, и все, что от меня требовалось, на мой взгляд, попробовать соответствовать его личности, образу, который уже запечатлен в истории СССР. Интересен он был всем, ведь когда ты думаешь о человеке, или стараешься его понять изучить, ты же не смотришь на него с одной стороны, наоборот, стараешься раскрыть все его черты, стороны и проявления. Начиная с детства, и заканчивая легендой и неотъемлемой частью истории советского спорта».
Исполнитель роли вратаря Алексея Хомича Роман Курцын:
«Во время съемок у меня оторвалась грудная мышца, и до конца съемочного дня я находился на площадке с этой травмой. Только потом понял, что произошло. Мне ее подшивали через подмышку. Но ни о чем не жалею, ведь в фильме будут отличные кадры, в которых действительно ощущается присутствие футбола. И для меня очень ценно, что я сыграл такую легендарную фигуру».
Исполнитель роли тренера Михаила Якушина Павел Трубинер:
«Мой персонаж – действительно один из величайших игроков и тренеров. Тяжело говорить, так как это реальный человек. Когда мы с Алексеем Пимановым обсуждали, каким он должен быть в фильме, мы решили так: чтобы он был не таким одинаковым, как обычно показывают в спортивных фильмах, некое клише тренера, а чтобы у него было хорошее чувство юмора, но при этом за ним скрывалась бы та сила и мощь, которая собирает ребят в единую команду. Надеюсь, что получилось, это оценит зритель, но это большое счастье испытать себя в таком кино».
Исполнитель роли футболиста Константина Бескова Дмитрий Белоцерковский:
«Футбол снимали максимально приближено к реальным событиям. Режиссер фильма – Алексей Викторович Пиманов – не понаслышке знает, что такое футбол, и прекрасно владеет этим видом спорта. Поэтому снимали мы неистово красиво, радостно, с любовью к этому делу. Мы понимали друг друга с полуслова на футбольном языке. Вот нужно было передачу сделать на 20 метров мячом 1945 года — да пожалуйста, мяч бил именно туда».
Исполнитель роли комментатора Вадима Синявского Павел Крайнов:
«При подготовке к роли мне запомнилось, как ездил в фоновый архив, искал старые голосовые записи Синявского, записывал их на флешку и постоянно слушал в машине, пытаясь почувствовать интонацию и ощущение того времени, темпоритм существования. И попытаться представить то, как жили и чувствовали люди того времени! Надеюсь, что у нас получилось».
Исполнительница роли журналистки Эбби Алена Коломина:
«Я сама как зритель скажу, что это не просто патриотическое кино, это что-то большее. В нем рассказывается о великом поколении людей тех времен, они были абсолютно другие. Их оптимизм, желание жить, которое, мне кажется, только обострилось после войны. Нам есть чему поучиться у них. Это точно интересное и красивое кино. Оно о любви к родине, о любви вообще, о самых главных человеческих проявлениях, которые сейчас, в такое сложное время, у нас чаще всего отсутствуют. Мы привыкли жаловаться, а у людей в то время не было ничего, но они были счастливы. Так что фильм — это заряд оптимизма; того, как нужно жить, любить родину, любить женщин и любить спорт».
Авторы сценария Олег и Владимир Пресняковы:
«Работа над сценарием «Одиннадцать молчаливых мужчин» – это один из самых интересных эпизодов в нашей творческой биографии. Прежде всего потому, что перед нами стояло несколько амбициозных задач. Во-первых, оживить события того времени. Как встретили наших звезд, что думали о них, как проецировали на наших спортсменов интерес и настороженность к загадочной огромной России, победившей ужасного противника – нам было безумно интересно погрузиться в исторический материал. И то, что мы увидели в литературе об этом турне, поразило и вдохновило нас. Наши ребята заворожили своим талантом и обаянием английских болельщиков, всех, кто их видел. В них можно было влюбиться! И вот это было для нас самым главным – передать в сценарии энергию молодости и красоты, вдохновение Победы и любви. Во-вторых, мы понимали, что жанр спортивной драмы сегодня нуждается в обновлении, поэтому сюжетно и композиционно мы фокусировались на психологии героев, а также на возможности – рядом с рассказом о футболе показать историю человеческих страстей и историю любви. Ну, и конечно, подобного рода работа требовала особого отношения к героям, многие из которых были нашими кумирами с самого раннего детства. Всеволод Бобров, Михаил Якушин, Константин Бесков, Вадим Синявский. Это потрясающие личности, которые, благодаря магии кино, могут говорить с нами о том, о чем сегодня редко говорим мы сами: о совести, о долге и о любви».
Алексей Пиманов и Ольга Погодина в программе «Вечерний Ургант». Выпуск от 01.03.2017 > >
#кино #премьера #анонс #фильмы о спорте #съемки #за кадром #алексей пиманов #российское кино #футбол