Найти тему
Белая Орхидея

Самая красивая женщина из моего детства

Оглавление

В жизни её глаза были сине-зелёными и меняли цвет в зависимости от настроения и освещения. Она была настолько хороша собой, что водители резко давали по тормозам, когда она шла по тротуару.

Когда я впервые увидела её на экране телевизора, на какое-то мгновение перестала дышать. Даже ч/б "исполнение" не смогло бы стереть яркое впечатление о ней. В тот миг мне подумалось, что женщин такой ослепительной красоты не существует в природе. Но я смотрела на неё.

С того дня утекло ни много, ни мало, а больше полувека. Но до сих пор
я считаю её одной из самых красивых женщин в мире.

Я говорю о Хозяйке медной горы в исполнении Тамары Макаровой.

Знаю, не все со мной согласятся.

Но я останусь при своём мнении

- истинная властительница уральских гор, хранительница несметных сокровищ, покровительница горного ремесла и чародейка должна быть похожа именно на Тамару Макарову.

В ней всё органично - и внешняя красота, и царственность, и холодность,
и неприступность, и рвущаяся наружу любовь мифического персонажа
к простому смертному. В создании такого образа немаловажную роль сыграла художник
Ольга Кручинина. Но о ней я расскажу чуть позже.

В своём выборе на роль Хозяйки Медной горы режиссёр Александр Птушко не сомневался. Тамара Макарова идеально подходила под образ Малахитницы, как ещё называли на Урале героиню местных сказов.

И очень кстати в советском кинематографе произошёл переход на цветную плёнку. Правда, советское качество плёнки желало лучшего - снятые кадры имели ядовито-резкие оттенки. А это могло погубить будущую сказку.

Птушко повезло собрать творческую команду из неравнодушных людей.
И на первых порах основная работа легла на плечи художников картины, одной из которых была Ольга Кручинина - верный товарищ и помощник Птушко в работах над его сказками.

Сначала художники полетели на Урал

и вместе с Павлом Бажовым бродили по местам сказаний. Они осмотрели знаменитые гроты - Рубиновый, Синий, Хрустальный и Малахитовый.

Позже это помогло художникам создать декорации максимально приближённые к настоящим подземным пещерам, насытив бутафорские "глыбы" вкраплениями из стекла и целлофана.

Декорации будущих владений Хозяйки Медной горы поставили на передвижные тележки, в осветительные приборы вставили фильтры
и, меняя освещение, добились нужного, переливающегося эффекта.

Одновременно Ольга Кручинина тщательно изучила лучшие полотна передвижников, которые вдохновили художника и позволили найти оптимальные цветовые решения для создания поэтической сказки.

Было решено условно разбить будущий фильм на три основных цветовых гаммы.

Первая часть

- густые коричневые оттенки с небольшим количеством холодного цвета.

Для сравнения👇

Василий Перов, "Сельский крёстный ход на Пасхе", 1861 г.
Василий Перов, "Сельский крёстный ход на Пасхе", 1861 г.

Вторая часть

- появляется перламутрово-белый цвет и красный.

Кадр из фильма "Каменный цветок", режиссёр А. Птушко, 1946 г.
Кадр из фильма "Каменный цветок", режиссёр А. Птушко, 1946 г.

Для сравнения👇

Константин Маковский, "Девушка в жемчужном ожерелье", 1880-90 гг.
Константин Маковский, "Девушка в жемчужном ожерелье", 1880-90 гг.

Третья часть

- владения самой Хозяйки Медной горы с её мистической атмосферой,
где преобладали серебро, кристаллы и глыбы малахита. Экспедиция на Урал очень помогла художникам донести до зрителей сказочную красоту подземного царства с его неисчислимыми сокровищами.

А чтобы показать гнев и, одновременно, холодность и горделивость Хозяйки Медной горы, Ольга Кручинина разработала свою - "неземную" - цветовую палитру из оттенков перламутрово-розовых, серебристо-зелёных и розово-дымчатых красок.

Кадр из фильма "Каменный цветок", режиссёр А. Птушко, 1946 г.
Кадр из фильма "Каменный цветок", режиссёр А. Птушко, 1946 г.

Так получилось, что именно Ольга Кручинина стала первопроходцем
по работе с цветной плёнкой. Теперь каждый штрих на эскизе и каждый стежок на костюме стали очень важны, чтобы зритель с первой же минуты мог окунуться в атмосферу сказки.

Художники-декораторы, работники пошивочной мастерской и осветители с достоинством справились с непростой задачей. А итогом за блестяще проведённую работу стала первая премия на Каннском кинофестивале 1946 года за лучший цвет.

Но киношный мир оценил не только кропотливую работу художников, талант режиссёра и актёров, но также чувственную красоту Тамары Макаровой.

Голливуд был готов распахнуть перед красавицей свои двери. Заокеанские киношники уже спали и видели экранизацию "Анны Карениной" с Тамарой Макаровой в главной роли.

Но советское руководство стукнуло ботинком по трибуне и категорично постановило:

- Такие талантливые актрисы и такие красивые женщины нужны нам самим. Никаких "голливудов" нам не надо!

Кто знает, как сложилась бы судьба Хозяйки Медной горы в Стране грёз,
не согласись она с политикой партии...

А какие фильмы-сказки Александра Птушко впечатлили именно вас?

#история российского государства #сказки и легенды #уральские горы #сказания #кинематограф ссср

Всегда рада читателям, лайкам и подписке
на
мой канал - это вдохновляет автора!