Найти в Дзене

Женщина в красном ищет почку

Рекламу нового сериала «Почка», с Любовью Аксёновой в главной роли, я увидела по телевизору совершенно случайно. Там фильм позиционировался как «первая авантюрная комедия года», за что, если честно, рекламщиков стоило бы поругать. Потому что на комедию эта история уж точно никак не тянет, скорее – это остроумная и реалистичная драма, приправленная толикой сатиры и гротеска.

Официальный промо-постер сериала "Почка" (2021). Фото из открытых источников
Официальный промо-постер сериала "Почка" (2021). Фото из открытых источников

Режиссёром проекта выступила Мария Шульгина, но я других её работ не видела или, может, просто не заостряла внимание на ней как режиссёре. Однако в просмотре «Почки» действительно очень тонко чувствуется именно женский почерк – не дающий фильму скатиться в откровенную трэшевую комедию, но поддерживающий весьма прозрачную грань между эталонным фельетоном в стиле раннего Гоголя – и современной лайф-драмой с привкусом цинизма от Доктора Хауса. Собственно, этот микс и делает сериал настолько захватывающим, насколько же и противоречивым.

Главная героиня – Наталья Кустова (Любовь Аксёнова) работает инспектором пожарной службы и, как говорила незабвенная Харли Квин, «имеет прескверный характер». Жизнь молодой женщины наполнена ценностями класса «люкс»: от обуви и дорогого смартфона – до грамотно подкачанного мужа-пожарника. Только все эти блага не отменяют того факта, что Наталья – злостная взяточница и профессиональный киллер разного рода заведений, от бара до храма, которая не постесняется «прикопаться» к любой мелочи в случае, если ей не заплатят достаточную сумму.

Поначалу героиня даже не понимает, что происходит - у неё и мысли не может возникнуть о том, что не всегда за деньги можно купить всё, что захочешь. Кадр из сериала "Почка". Фото из открытых источников
Поначалу героиня даже не понимает, что происходит - у неё и мысли не может возникнуть о том, что не всегда за деньги можно купить всё, что захочешь. Кадр из сериала "Почка". Фото из открытых источников

В один из таких стандартных дней, на плановом служебном осмотре, героиня узнаёт, что у неё отказывают почки. Девушке требуется срочная трансплантация, но есть одно ключевое условие: почка может быть предоставлена только кровным родственником, или мужем – но тогда сделана операция может быть только за рубежом. Поначалу Наталья не верит в происходящее, но чем дальше – тем всё яснее на её горизонте маячит диализ, а потому времени у инспекторши остаётся чуть больше трёх месяцев.

Вот тут-то и начинаются «приключения», которые при всей драматичности ситуации весёлыми можно назвать с большой натяжкой. Создатели фильма постепенно, в течение 10 серий вскрывают те внутренние конфликты, которые «перепахивают» и отношение главной героини к собственной жизни, и меняют отношение к ней со стороны зрителей. Если к Наталье Кустовой в самом начале сериала мы испытываем настоящее, неподдельное отвращение – настолько низкими кажутся её поступки на фоне показательной святости того же брата Сергея или «обиженной жизнью», во всех смыслах, старшей сестры Лены – то в финале вся ситуация переворачивается с ног на голову.

Для спасения все средства хороши. Кадр из сериала "Почка". Фото взято из свободных источников
Для спасения все средства хороши. Кадр из сериала "Почка". Фото взято из свободных источников

Режиссёр очень удачно смогла ухватить и показать в картине отношения между родственниками в стандартной постсоветской семье, где если одному из троих детей повезло по жизни – то он автоматом становится источником зла и повсеместных сплетен за своей спиной. Если же у такого персонажа случается беда, родственнички будут тут как тут, чтобы «дожать» из несчастного все возможные выгоды. Речь идёт о старшей сестре героини – Лене, которая всю жизнь не может простить младшей завещанную той от бабушки квартиру. Педагог младших классов, Лена не стесняется говорить сестре в лицо такие вещи, от которых у нормального сталевара с завода зашевелятся волосы на голове и не только.

Нестабильная сестра главной героини - Лена, самый честный образ современного учителя из постсоветского пространства, но в то же время - откровенно абсурдный и сатирический. Кадр из сериала "Почка". Фото взято из открытых источников
Нестабильная сестра главной героини - Лена, самый честный образ современного учителя из постсоветского пространства, но в то же время - откровенно абсурдный и сатирический. Кадр из сериала "Почка". Фото взято из открытых источников

Может, придёт на помощь старший брат-священник? Тоже мимо – Сергей ненавидит младшую сестру и советует ей «молиться и просить о спасении души». Как-то не характерно для богоугодного человека, не так ли? Здесь интересен финал истории, в которой каждому действительно «воздаётся» по делам его, и такой несколько духовный подтекст - серьёзно обогащает всю драму в целом.

По этому же принципу, Наташа «перебирает» всех оставшихся родственников, но никто из них не хочет отдать ей почку, зато требует возместить ему годы профуканной (якобы «по вине» Натальи) жизни. И если сама героиня в итоге раскаивается во многих своих поступках и понимает, что прожила жизнь неправильно – пускай для этого ей приходится преодолеть ряд действительно унизительных ситуаций, которых не пожелаешь вообще ни одному человеку – то вся её «родня», включая мужа и отца, оказывается в лучшем случае, кучкой мелочных трусов – рядом с которыми Наташа, по факту, становится настоящей мученицей из библейских притч.

Образ брата героини - отца Сергея, один из самых неоднозначных в фильме. Дмитрий Лысенков, исполнитель этой роли, смог наделить своего персонажа настолько живыми и эмоциональными чертами, что его появление в кадре вызывает целый шквал эмоций. Кадр из сериала "Почка". Фото взято из открытых источников
Образ брата героини - отца Сергея, один из самых неоднозначных в фильме. Дмитрий Лысенков, исполнитель этой роли, смог наделить своего персонажа настолько живыми и эмоциональными чертами, что его появление в кадре вызывает целый шквал эмоций. Кадр из сериала "Почка". Фото взято из открытых источников

Поговорка о том, что здоровье не купишь, обретает в мини-сериале «Почка» самое, что ни на есть, материальное воплощение: миллионы инспекторши таят как сахар в горячей воде, а возможность снова стать здоровой становится всё призрачнее. Даже попытка «нелегальной» установки здорового органа оборачивается для девушки провалом – эпизод, в котором она бежит из частной клиники во время «облавы» в одной ночной рубашке, прямо с операционного стола, но зато с почкой в контейнере – поистине один из самых эффектных в российском кино на сегодняшний день. И здесь сразу вспоминается «Мальчишник в Вегасе», с его отчаянным оптимизмом посреди дикой мексиканской пустыни – примерно то же ощущаешь, глядя на попытки Натальи спасти собственную жизнь. Яркую, и такую же неправильную, как её красное платье и помада «ред вумен» на губах.

По итогу, создатели сериала предлагают нам задуматься над тем, что же такое семья, и насколько важно это явление как часть социальной жизни в сегодняшних реалиях, поврежденных голодом и нищетой перестройки. В то же время, картина предлагает подумать и над потенциально опасной ситуацией в стране, при которой человек с определенным заболеванием не может получить необходимый орган в экстренном порядке. И, конечно, история Натальи Кустовой ставит монументальные вопросы о сути человечества и одного человека, которому суждено действительно очиститься за все совершённые им грехи так же, как это делает с загрязнённой кровью почка – один из самых важных и действительно священных органов нашего тела.
Ещё одно яркое промо фильма. Красный цвет - как олицетворение жизни и любви к ней вообще. Фото из открытых источников
Ещё одно яркое промо фильма. Красный цвет - как олицетворение жизни и любви к ней вообще. Фото из открытых источников

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь👇🏻 , ставьте лайк👍🏻 – тогда вы точно не пропустите новые поступления в «Книжной лавке Хеллы». До скорых встреч! 😉📚🎬✨