Найти тему

Часть 1. Факторы, определяющие поведение.

Что такое поведение? 

Поведение – это деятельность живого индивида, которая оказывает влияние на окружающую среду. Поведение возникает в среде и несёт определенные последствия как для среды, так и для человека. 
Поведение и окружающая среда имеет двухстороннюю связь👉👈, а именно, что поведение влияет на окружающие среду и среда влияет на поведение. 
Мы не можем рассматривать поведение изолированно от окружающей среды и последствий, которые происходят после поведения. 
 
Наследственность – это свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и развитие в целом. Например, дети рождаются с открытыми глазами, котята с закрытыми.  Эволюция организмов происходит посредством изменения наследственных признаков организма.

Из курса школьной биологии нам знакомы такие понятия, как: 
✅ онтогенез (индивидуальное взаимодействие организма со средой в течение всей его жизни);
✅ филогенез (процесс эволюции в целом, группы организмов);
✅ социогинез (происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленное особенностями нахождения/обитания в среде);
✅ генотип (это набор генов, который живой организм получил при рождении), неизменный;
✅ фенотип (это внутренние и внешние параметры организма, которые появились у него в результате онтогенеза). Например, однояйцевые близнецы имеют одинаковый генный набор, но если поместить этих людей в разные условия (климатические, социальные), то мы получим разных людей по фенотипу: внешние проявления (цвет волос, пирсинг) и внутренние (поведение).

📌 Любое поведение проходит отбор:
1. Филогенетический (мы можем сюда отнести прямохождение, способность слышать и.т.д);
2. Онтогенетический отбор (слушать и идентифицировать звуки человеческой речи);
3. Культурный (социогенез) – например, «окание» или «акание» в разных областях.  

👉 Но иногда один вид отбора может отражаться на другом. Например, отказ от прививок (социогенез), вероятность возникновения опасных заболеваний и в следствии сокращение жизни (филогенез). Воспринимать информацию не как агитацию! 

Также у одного вида отбора могут быть множество дополнительных эффектов. Например, длинная шея у жирафа (результат генотипа, а точнее мутации) и соответственно привлекательность для других жирафов (филогенез).  Или обычаи в воспитании детей могут передаваться из поколения в поколение, особые виды наказания, обращение ко всем взрослым на «Вы». 

👉 Вывод 1: 
поведение в репертуаре человека формируется в следствии разного отбора, те способов выживания заложенной природой (филогенез), формирования индивидуального взаимодействия организма со средой в течение всей его жизни (онтогенез) и нахождение организма в определенной среде (социогенез). 

👉 Вывод 2: 
(легкий и доступный для понимания): на поведение человека влияют:
✅ внутренние факторы (филогенез) – генетический материал, состояние здоровья, физиологическое состояние (голод, жажда, боль и пр.), настроение, эмоции, разум и воля; 
✅ внешние факторы (социогенез и онтогенез) - физическое окружение, «контекст» ситуации (кто рядом, время года, время дня, и т.д.) и поведение окружающих людей, и их воздействия, культура, СМИ, мораль и традиции общества.
Что такое поведение? Поведение – это деятельность живого индивида, которая оказывает влияние на окружающую среду. Поведение возникает в среде и несёт определенные последствия как для среды, так и для человека. Поведение и окружающая среда имеет двухстороннюю связь👉👈, а именно, что поведение влияет на окружающие среду и среда влияет на поведение. Мы не можем рассматривать поведение изолированно от окружающей среды и последствий, которые происходят после поведения. Наследственность – это свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и развитие в целом. Например, дети рождаются с открытыми глазами, котята с закрытыми. Эволюция организмов происходит посредством изменения наследственных признаков организма. Из курса школьной биологии нам знакомы такие понятия, как: ✅ онтогенез (индивидуальное взаимодействие организма со средой в течение всей его жизни); ✅ филогенез (процесс эволюции в целом, группы организмов); ✅ социогинез (происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, обусловленное особенностями нахождения/обитания в среде); ✅ генотип (это набор генов, который живой организм получил при рождении), неизменный; ✅ фенотип (это внутренние и внешние параметры организма, которые появились у него в результате онтогенеза). Например, однояйцевые близнецы имеют одинаковый генный набор, но если поместить этих людей в разные условия (климатические, социальные), то мы получим разных людей по фенотипу: внешние проявления (цвет волос, пирсинг) и внутренние (поведение). 📌 Любое поведение проходит отбор: 1. Филогенетический (мы можем сюда отнести прямохождение, способность слышать и.т.д); 2. Онтогенетический отбор (слушать и идентифицировать звуки человеческой речи); 3. Культурный (социогенез) – например, «окание» или «акание» в разных областях. 👉 Но иногда один вид отбора может отражаться на другом. Например, отказ от прививок (социогенез), вероятность возникновения опасных заболеваний и в следствии сокращение жизни (филогенез). Воспринимать информацию не как агитацию! Также у одного вида отбора могут быть множество дополнительных эффектов. Например, длинная шея у жирафа (результат генотипа, а точнее мутации) и соответственно привлекательность для других жирафов (филогенез). Или обычаи в воспитании детей могут передаваться из поколения в поколение, особые виды наказания, обращение ко всем взрослым на «Вы». 👉 Вывод 1: поведение в репертуаре человека формируется в следствии разного отбора, те способов выживания заложенной природой (филогенез), формирования индивидуального взаимодействия организма со средой в течение всей его жизни (онтогенез) и нахождение организма в определенной среде (социогенез). 👉 Вывод 2: (легкий и доступный для понимания): на поведение человека влияют: ✅ внутренние факторы (филогенез) – генетический материал, состояние здоровья, физиологическое состояние (голод, жажда, боль и пр.), настроение, эмоции, разум и воля; ✅ внешние факторы (социогенез и онтогенез) - физическое окружение, «контекст» ситуации (кто рядом, время года, время дня, и т.д.) и поведение окружающих людей, и их воздействия, культура, СМИ, мораль и традиции общества.