Продолжение
Пока генерал М.Я.Ольшевский отбивался от превосходящих сил горцев невдалеке от моста через речку Кара-Су и наблюдал, как наиб Шуаиб-мулла угоняет все ближе к горам отбитый у ногайцев скот, подполковник Витторт решил выступить на звуки непрекращающейся ружейной стрельбы. Присоединил к своему отряду 2 роты Куринского полка, гребенскую сотню под командованием командира полка подполковника В.А.Венеровского и 1 орудие казачьей артиллерии, выдвинулся к месту переправы. Маршрут пролегал по накатанной дороге от укрепления Амир-Аджи-Юрт к селению Энгель-Юрт, тем самым набежчики должны были попасть под перекрестный огонь.
В ближайшие планы наиба Шуаиб-муллы не входило устраивать еще одно фронтальное сражение с подходящими подразделениями правительственных войск. Главная задача кавалерийского рейда в окрестности крепости Кизляр была достигнута, несколько тысяч голов скота оказались в руках набежчиков и прямая дорога к Качкалыковскому хребту была открыта. Партии мюридов получили приказ не ввязываться в долговременные сражения и побыстрее уходить в горные ущелья. Однако для надежного отхода необходимо было подстраховаться и выделить часть кавалерии для наблюдения за действиями правительственных войск. Благодаря подобному развитию событий на речке Кара-Су, малочисленный отряд майора Ктитарева получил возможность беспрепятственно направиться на соединение с основными подразделениями правительственных войск. Генерал М.Я.Ольшевский, раненный в ходе перестрелки в бок, получил долгожданную возможность предоставить подчиненным ротам передышку и приступить к приведению в порядок егерских рот.
Вскоре за отрядом подполковника Витторта выступил и еще один отряд правительственных войск из укрепления Амир-Аджи-Юрт под начальством адъютанта командующего Левого фланга Кавказской линии штабс-капитана Н.А.Суходольского. В его состав входили всего 2 роты Эриванского пехотного полка, но с 6 орудиями из артиллерийской бригады №14, следовавших на усиление гарнизона в укрепление Темир-Хан-Шура в Северном Дагестане. Однако, несмотря на наличие четырех отдельных отрядов правительственных войск на узком пространстве, наиб Шуаиб-мулла решил перейти в наступление, надеясь внести сумятицу и неразбериху в ряды противника. Подполковник Витторт ожидал подобный выпад, потому и следовал по равнинной дороге, соблюдая меры предосторожности. Передовые разъезды гребенских казаков вовремя обнаружили конные партии чеченцев, облюбовавших удобную лощину, потому неожиданной атаки не случилось. Правительственные войска встретили мюридов таким плотным картечным и ружейным огнем, что горцы сразу же отхлынули и предпочли проследовать к Качкалыковскому хребту, вблизи которого уже собрались значительные силы горцев.
В это же время наконец подошел отряд майора Ктитарева, который моментально был переподчинен генералу князю М.Хасаеву вместе со всей кавалерией и единственным исправным орудием. Сам же генерал М.Я.Ольшевский с 2 ротами, поломанной пушкой и всеми раненными отправился в укрепление Таш-Кичу, но крайне медленно, т.к. отряд, руководимый им, во время сражения потерял много лошадей из обоза, которых не удалось положить на землю или найти подходящее укрытие. В свою очередь генерал князь М.Хасаев, отправившись в преследование за набежчиками к Качкалыковскому хребту и убедившись, что последние партии уже отошли в глубь гор, был вынужден остановиться. На полдороге кумыкский князь принял решение возвратиться в укрепление Таш-Кичу, по пути отправив в укрепления Амир-Аджи-Юрт и Герзель-Аул подразделения, прибывшие из их гарнизонов.
По существу, растянувшееся на двое суток сражение с конной партией наиба Шуаиб-муллы завершилось с переменным успехом на различных пунктах протяженной долины. Однако в то время, как отряд генерала М.Я.Ольшевского вел напряженный трехчасовой бой с основными силами горцев, наиб мулла Уллу-бей с целью отвлечения правительственных войск от места прорыва соратников с захваченной скотиной, затеял перестрелку с егерями у реки Ярык-Су. Уже утром 12 ноября перед отрядом подполковника Радкевича на ближайших высотах появилась партия мюридов до 1000 человек. Канонирам удавалось меткими выстрелами сдерживать наступательный порыв горцев. Однако, как только стало известно о подходе на помощь 2 рот с орудием из кумыкского селения Эндери, подполковник Радкевич отдал приказ к наступлению.
Маневр российского офицера мулла Уллу-бей, по какой-то причине принял за намерение ретироваться и сам решил атаковать, развернув все имеющиеся у него силы на узком пространстве. Правительственные войска приняли встречный бой, который растянулся до четырех часов вечера, не принеся решающего преимущества ни одной из сторон. Во время растянувшейся перестрелки у реки Ярык-Су 2 роты, подошедшие на помощь, получили распоряжение укрыться у Воровской балки и ожидать бокового движения горских партий. Однако мулла Уллу-бей, получив сообщение о благополучном уходе основных сил набежиков на территорию имамата, с наступлением сумерек решил отходить в том же направлении, вверх по течению реки. Убедившись в отходе 1000 партии горцев, подполковник Радкевич отправил подкрепления обратно в селение Эндери, а сам утром 13 ноября прибыл в укрепление Таш-Кичу. В ходе многочасовой перестрелки у реки Ярык-Су подразделения правительственных войск потеряли убитыми 4 солдат и 2 раненными.
Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.