Найти тему

О сложностях сына до официального псих. диагноза

Данную статью пишу по просьбе читательницы, которой хотелось узнать больше о реальных сложностях ребёнка, а не о моем отношении к ним.

Мне периодически пишут о том, что замечают сходство своих детей с моим сыном. Почти уверена, что большинству повезёт, и опасения касаемо психического здоровья окажутся напрасными. Но знать "врага" в лицо всё же стоит. Потому расскажу о тех моментах, которые предваряли диагноз "шизотипическое расстройство", хотя изначально всё больше напоминало аутизм. Это будет первая часть темы, охватывающая возраст от 0 до 8 лет. Во второй расскажу о трудностях уже после начала лекарственной терапии, то есть с 8 лет до 12.

Я пишу исключительно о своём сыне. Если какие-то наши моменты кажутся похожими на ваши, обратитесь к специалисту. Он или опровергнет, или подтвердит опасения.

Итак, укажу основные сложности. Без особой хронологии. Потому что мозг действует очень хитро: многое стирает. Когда готовила эту статью, подумала: надо же, как много было разного, а я уже почти не помню.

Гуляем по Владимиру. Все фотографии в данной статье сделаны мной.
Гуляем по Владимиру. Все фотографии в данной статье сделаны мной.
  • Плохой сон

К 2 ребёнкиным годам я стала похожа на панду. У меня были такие же черные круги под глазами. Спал урывками, наладить режим не получалось совершенно. Много болел, много плакал, много нервничал.

  • Долго срыгивал

До года точно. И очень обильно. Но вес прибавлял, потому невролог не била в колокола. А надо было. Сосал, как сейчас уже понимаю, не очень хорошо. Потому вскармливание пришлось свернуть в 3 месяца, дав бутылку. До 7 месяцев сцеживала ему молоко. Потом была только смесь.

  • Позднее приучение к горшку

Ребенок не носил подгузники постоянно. Я с дуру даже совсем малыша оставляла без них днём, надевая лишь на ночь. Думала, что в пеленках полезнее, что ребенок свое тело будет лучше чувствовать. Однако писать на горшок он не хотел лет до 2 или даже 2.5 при постоянных моих попытках приучить. А "твёрдые фракции" в положенное место начал складывать после 4 лет. Это был ужас. Не доходило до него очень долго, и хоть я тресни.

Для сравнения, мой младший носил подгузники до 2.5 лет постоянно, потому что так было удобно всем и с учетом сезона. Потом за 1 неделю перешёл к горшку. Помогла книжка "Скорее на горшок, дружок!" и то, что созрел для перемен. И никаких танцев с бубном.

Вот эта книжечка.
Вот эта книжечка.
  • Энурез

Мой старший сын не чувствовал позывы по ночам до 8 лет. Пробовали разные питьевые режимы, поднимали его среди ночи и сонного волокли в туалет. Но проколы случались регулярно (стоило мне только чуть крепче заснуть). И стирки тоже были регулярно) Закончилось как-то резко после 8 лет. Когда от бессилия купила новый матрас. Совпадение, естественно. Но с тех пор проколов не было.

  • Поздний старт речи

Ребенок сказал слово "папа" в 8 месяцев, потом "мама". И далее речь развивалась очень медленно. Слов знал много, но не связывал во фразы длиннее 3 слов. "Разговорили" его после 4 лет, когда начали плотно взаимодействовать с логопедом-дефектологом. Но часто сын продолжал общаться с нами цитатами из мультиков, которые ассоциативно связывал с происходящим. До 6 лет точно. Потом сошло на нет.

  • Недостаточно хорошее понимание обращенной речи

До 3 лет не отвечал на вопрос, как его зовут. Попросить куда-то пойти и что-то сделать было не вариантом. Приходилось брать ребёнка за руку/на руки и отводить/относить. Возможно, мне ещё и терпения по молодости не хватало 10 раз попросить, проще было сделать самой. Но дело не только в этом, теперь понимаю точно.

  • Отсутствие указательного жеста и устойчивого зрительного контакта

Ну, это классика. Тут и комментировать нечего.

Ягоды не ел категорически.
Ягоды не ел категорически.
  • Пищевая избирательность

В той или иной мере есть и сейчас, но не так остро, как в дошкольном детстве. Мог месяцами есть одно и то же блюдо. Либо ходить голодным. Новое пробовать отказывался. Ощущение, что боялся. Настаивать было бесполезно. Только мягко предлагать с элементами игры.

  • Чрезмерная привязанность к маме

Я везде должна была находиться с ребёнком. Даже в вотер-клозете. Когда я шла к врачу/в магазин/куда угодно, он рыдал так, словно жизнь подошла к концу. Бабушка или папа его по часу не могли успокоить. Пробовала отдавать в детский сад. Но он без меня не оставался вообще. Сидела на лавочке, сколько разрешили, водила за стол, в туалет, потом пришлось от идеи отказаться.

  • Сложности в коммуникации со сверстниками

Плохая речь, тревожность плюс неумение следовать правилам, учитывать контекст ситуации. Откуда коммуникации взяться?! Часто обижали, прогоняли из игры, а он безутешно рыдал. Но так было после 4.5 лет. До этого возраста видел не детей перед собой, а их игрушки. Более или менее общаться стал с началом школьной жизни. И то всегда было легче со взрослыми.

  • Гиперактивность, импульсивность

Только что по потолку не бегал. Везде. Не только дома. В незнакомых местах лет до 4,5 плакал, было страшно ему.

  • Дефицит внимания

Ни на чем особенно долго не концентрировался. Очень сложно приучали сидеть за столом и заниматься определённым делом (тем, чем нужно, а не тем, чем хочется). К школе побороли в той или иной мере. Но требовалась поддержка, контроль. Потому про обучение в большом классе не было и речи. Особенно после избиения одноклассниками, стресса. Кто меня читает регулярно, знают об этом эпизоде.

  • Недостаточно хорошая мелкая моторика

Долго учили писать. Неаккуратно рисовал. Не слишком ровно вырезал. Плести, шить, вышивать - только со значительной помощью. Лет до 6 не умел нормально одеться сам. Пуговицы всякие только годам к 8 осилил. Шнурки ещё не одолел в полной мере. Потому не покупаем обувь с ними.

Весна не за горами.
Весна не за горами.
  • Неуклюжесть

Танцы, спорт - всё мимо. Сын плохо чувствовал свое тело, плохо повторял движения. Частично исправили с помощью нейропсихолога. Но всё же больше приписываю успех созреванию нужных отделов мозга. Сейчас лучше. Но не идеально.

  • Нелогичное мышление
  • Страхи, тревожность

Эти моменты связаны между собой. Страхи возникали из-за высокой фоновой тревожности, а умом понять, что безопасносно, не мог из-за нелогичности. Тут сложившуюся ситуацию улучшил только нейролептик, ни что иное.

Вот кратко проблемы дошкольного периода, которые всю мою жизнь перестроили так, что она начала вращаться вокруг ребёнка. Увы, чёткой маршрутизации не было там, откуда ее ждали: от педиатра, невролога, иных посещаемых специалистов. Только констатировали факт, что всё плохо. А как сделать хорошо, не знали. До всего доходили своим умом и, естественно, делали ошибки.

В следующей части расскажу о проблемах после 8 лет. Всем хорошего настроения!