14,9K подписчиков

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЦЕРКВИ ПО ИУДЕЕ, САМАРИИ И СРЕДИ ЯЗЫЧНИКОВ (35-45 гг.)

I. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЦЕРКВИ ПО САМАРИИ (Деян. 8:1-25)

Наказ проповедовать, “начиная с Иерусалима” (Лк. 24:47), выполнен. Пора начинать двигаться по извилистым географическим маршрутам, указанным в последнем поручении (Деян. 1:8). Но не предпринимается никаких шагов, пока к тому не вынуждает гнев человеческий, - еще один пример переплетения человеческих и божественных замыслов. Смерть Стефана не утолила жажду его убийц. Тигр лишь почувствовал вкус крови. Прежние гонения можно назвать кроткими и ласковыми по сравнению с тем, что началось. Теперь фарисеи и саддукеи, священники и народ набросились на младенческую церковь. Но их действия не затушили пламени Евангелия - они разожгли его в новых центрах. В Иерусалиме остались только апостолы. Рассеявшиеся ученики превратились в многочисленных евангелистов, проповедующих по всей Иудее и Самарии. Нам известно о трудах лишь одного из них. Филипп, один из семерых дьяконов, понес евангелие в Самарию. Шестьсот лет самаряне, как отдельный народ, охраняли свои характерные национальные черты. В этом было провидение Господне. Они не были ни иудеями, ни язычниками, но стояли на полпути между теми и другими. Работу Филиппа сопровождали почти такие же чудеса, как в день Пятидесятницы, и там, где безымянная женщина и многие ее сограждане уверовали в Иисуса, множество народа теперь с радостью приняло завершенное Евангелие, провозглашенное Его учеником. Среди новообращенных был Симон, известный волхв. Филипп мог проповедовать евангелие и творить чудеса, но он не мог передать другим сверхъестественных даров Духа. Такая сила принадлежала только апостолам. Это новое распространение проповеди на самарян имело настолько большое значение, что потребовался приезд апостолов. Туда отправились Петр и Иоанн. Они, по-видимому, оставшись довольны работой, возлагали руки на новообращенных с тем, чтобы те могли получить Духа. К волхву Симону вернулось прежнее стремление к власти, и он предложил Петру деньги за то, чтобы он сам мог получить силу даровать Святого Духа, но услышал резкую отповедь апостола, указавшего ему на его грехи. И до настоящего времени покупка и продажа церковных должностей продолжает называться симонией от имени Симон.

II. ОБРАЩЕНИЕ В ВЕРУ ЕВНУХА (Деян. 8:26-40)

Хранитель сокровищ царицы эфиопской Кандакии возвращается домой после религиозного паломничества в Иерусалим. Бог посылает Филиппа в направлении Газы. Их пути пересекаются. Вельможа читает из книги пророка Исаии и предлагает Филиппу проехаться вместе с ним и объяснить пророчество. Филипп проповедует ему Иисуса. В результате евнух решает креститься. Колесница останавливается, оба сходят к ближайшему водоему, и Филипп крестит евнуха, который продолжает затем свой путь, радуясь своей только что обретенной вере. Вполне возможно, что он был язычником. Если это так, то это было частное соприкосновение с языческим миром, которое не привлекло внимания в Иерусалиме, потому что произошло в пустынном месте, не было связано с какими-либо общественными отношениями и, возможно, даже не стало известно в то время в Иерусалиме. Но более вероятно, что это был греческий иудей, многие из которых, подобно Неемии, занимали высокие должности в языческих землях. Филипп отправился далее в Кесарию, где мы еще встретим его снова много лет спустя.

III. ОБРАЩЕНИЕ И ПЕРВЫЕ ДЕЯНИЯ САВЛА (Деян. 9:1-30)

Обращение Савла было самым важным событием в истории христианства после Пятидесятницы. Три раза рассказывается нам об этом: Лукой (Деян. 9), самим Павлом, когда он выступает перед толпой иудеев (Деян. 22), и еще раз Павлом, когда он произносит защитную речь перед Агриппой (Деян. 26). Павел более, чем какой-либо другой апостол, оказал влияние на раннюю церковь. Если считать Евангелие от Луки и Деяния, которые, похоже, были созданы с благословения и под руководством Павла, то более половины Нового Завета вышло из-под его пера.

Мы читаем о Савле в Иерусалиме в канун третьего гонения. Он был душой его. Всему, что бы он ни делал, он отдавался целиком, со всей мощью своей личности. Бог позволил ему действовать постольку, поскольку его работа способствовала распространению Евангелия в других землях; но в тот момент, когда он попытался перенести свою свирепую нетерпимость на отдаленный Дамаск, Бог остановил его Своей рукой. Ему явился Иисус лично, чтобы сделать из него служителя и свидетеля (Деян. 26:16), то есть, апостола. Он отправил его, ослепшего, в Дамаск, где после трехдневного поста и молитв он получил дальнейшие наставления и был крещен учеником по имени Анания. Сопоставляя содержание первой главы Послания к Галатам с девятой главой Деяний, мы узнаем, что он тотчас же начал проповедовать в Дамаске, затем отправился на три года в Аравию, после чего вернулся в Дамаск, где на него обрушились те самые гонения, которые он сам перед тем спровоцировал. Спасшись бегством, он направился в Иерусалим, где был представлен скептически настроенным ученикам Варнавой. Он с дерзновением проповедовал в Иерусалиме до тех пор, пока заговор иудеев и Божье видение (Деян. 22:17-21) не отправили его в родной Тарс. Где бы Павел ни находился, он был тружеником, хотя на протяжении нескольких лет его деяния были покрыты завесой тайны.

IV. ОБРАЩЕНИЕ ЯЗЫЧНИКОВ

1. Через Петра; Обращение Корнилия (Деян. 10)

Сейчас мы подошли к новой вехе в нашем рассказе. Церкви предстоит разорвать иудейские пелены младенчества. Пропасть между иудеями и язычниками была шире и глубже, чем между иудеями и самарянами. Но через нее наводятся мосты. Бог обычно ведет подготовку к великим эпохам, молча настраивая сердца для восприятия друг друга и данного события. Так было и на этот раз.

а) Подготовка Корнилия. В Кесарии, политической столице Палестины, жил римский сотник по имени Корнилий. Будучи необрезанным язычником, он верил в Бога, был благочестивым и честным, творил много милостыни народу. В Божьем видении ему было велено послать людей в Иоппию за Симоном Петром, который должен был наставить его на путь спасения.

б) Подготовка Петра. Перед этим Петр возвращался из Самарии в Иерусалим. Позже мы находим его в Лидде, где он исцеляет Энея. Оттуда, по случаю смерти Тавифы, его призывают в Иоппию. Здесь он возвращает Тавифу к жизни, и здесь же его находят посланцы от Корнилия. Но Петру также требуется подготовка к этому событию. Видение с небес учит его не считать никаких людей недостойными или нечистыми, а Дух побуждает его пойти к Корнилию. Корнилий уже собрал своих домочадцев и друзей. Петр проповедует им и принимает их через крещение в церковь.

в) Утверждение нового. Для строгих иудеохристиан в Иерусалиме это было неслыханное событие. Вступить в религиозные и общественные отношения со всем семейством необрезанных язычников означало разрушить самые основы правил приличия, и от возвратившегося в Иерусалим Петра потребовали отчета. Но Бог предусмотрел для него ответ. В отличие от того, как это бывало обычно, Дух со своими сверхъестественными дарами сошел на дом Корнилия еще до крещения, как божественное подтверждение получения этих благословений. Это была “языческая Пятидесятница”, Божья печать, удостоверяющая это новое распространение церкви, и как таковая, она была с радостью принята церковью.

2. Через Эллинистов (Деян. 11:19-30)

Пока происходили эти события, Бог готовил церковь к еще большему проникновению в языческий мир. Уходя от преследований Павла, христиане принесли Евангелие в Финикию, на остров Кипр и в город Антиохию. Вначале они проповедовали только иудеям. Но вскоре до Иерусалима дошли слухи, что эллинисты разрушают все национальные барьеры и проповедуют язычникам. Они тут же отправляют Варнаву, который сам также был эллинистом, в Антиохию.

а) Новый вождь и новый центр. Варнава не только санкционировал проводимую работу, но даже отправился в Тарс за Савлом. Вспомните, что именно Варнава представил Савла ученикам в Иерусалиме. Его можно назвать “первооткрывателем Павла”. Наконец, Павлу представилась возможность проявить свои способности. Антиохия была крупнейшим населенным и культурным центром Азии, а Павел - самим ярким и самым сильным человеком в церкви. С момента прибытия Павла в Антиохию Петр и Иерусалим уходят на второй план; Павел и Антиохия выходят на авансцену. Появились новый центр и новый вождь, более приспособленные для проведения всемирной евангелизации, чем Иерусалим и тамошние руководители.

б) Новое имя. В Деян. 11:26 делается важное заявление: “Ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами”. Это название вряд ли могло возникнуть в Иерусалиме. Там все ученики были иудеями, и язычникам их трудно было отличить от других иудеев. В Антиохии же основная масса учеников вышла из языческого населения. Они резко отличались как от иудеев, так и от язычников. Приобретение имени было своевременно и соответствовало духу последователей Христа.

V. ЧЕТВЕРТОЕ ИУДЕЙСКОЕ ГОНЕНИЕ

Прежде чем перейти к описанию миссионерского служения Павла, Лука вкратце упоминает о состоянии дел в Иерусалиме. Ирод Агриппа I, внук того Ирода, который истреблял младенцев в Вифлееме, и племянник того Ирода, который обезглавил Иоанна Крестителя, верный традициям семьи, начал свое кровавое гонение. Апостол Иаков испил чашу Христову, крестившись крещением мученичества (Мф. 20:22). Петр в тюрьме ожидал той же участи, но благодаря молитвам церкви и вмешательству ангела Божия, он был освобожден и сохранен для дальнейших трудов еще на многие годы. Ирод умер (44 г. н.э.) от отвратительной болезни, а “Слово же Божие росло и распространялось”.

I. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЦЕРКВИ ПО САМАРИИ (Деян. 8:1-25) Наказ проповедовать, “начиная с Иерусалима” (Лк. 24:47), выполнен.