Обман по телефону: как не стать жертвой?

Фраза “обман пенсионеров” в последнее время всё чаще появляется в криминальной хронике. Ни дня не проходит, чтобы пожилой человек не стал жертвой мошенников.

Фраза “обман пенсионеров” в последнее время всё чаще появляется в криминальной хронике. Ни дня не проходит, чтобы пожилой человек не стал жертвой мошенников.

За время пандемии число телефонных преступлений выросло на 80%. Половина пострадавших — люди преклонного возраста. Суммы набегают астрономические — до 5 миллиардов каждый месяц.

Больше 3 миллионов рублей потеряла 71-летняя жительница Москвы. Ей позвонили якобы из банка и напугали: счёт пытаются взломать, нужно срочно снять наличные и передать курьеру.
Пенсионерка из Красноярска отдала мошенникам накопления “на смерть”. По телефону женщине сообщили, что её дочь переходила дорогу в неположенной месте, стала виновницей ДТП и спасти её от уголовной ответственности может только миллион. Такой суммы не оказалось. Но преступников устроили и 280 тысяч рублей.
93-летний племянник Сталина лишился 16 миллионов. В 2021-м году он целый месяц был на связи с аферистами, переводил на их счета #деньги . А в полицию обратился только недавно. Оказалось, что мошенники не только тянули из ветерана Великой Отечественной войны деньги, но и запугивали его.

И это только капля в море. Часто пожилые люди скрывают, что стали жертвами аферистов. Верят, что ситуация исправится сама собой, боятся, что #мошенники отомстят за поход к правоохранителям, стыдятся и опасаются осуждения близких.

Алло, мы ищем талантливых... жертв

Фраза “обман пенсионеров” в последнее время всё чаще появляется в криминальной хронике. Ни дня не проходит, чтобы пожилой человек не стал жертвой мошенников.-2

Статистику обманутых ведут не только МВД и банки. Мошенники тоже давно вычислили, с кем им легче “работать”. Почему же именно пожилые люди в группе риска? Казалось бы, жизненный опыт должен служить надёжным щитом против аферистов, но увы, это не так.

Образ мышления

Люди преклонного возраста росли и большую часть активной жизни провели в СССР. Конечно, и в то время аферистов хватало, но #обман не носил массовый характер. Людей воспитывали на идеалах коммунизма: честность, взаимовыручка, чувство товарищества. Многие советские граждане не закрывали на замок квартиры. Им было сложно даже представить, что некие злоумышленники хотят нажиться на их доверчивости. Лихие 90-е не слишком изменили ситуацию. Играет роль и уверенность в авторитетах: “Если звонят из банка или полиции, значит дело серьёзное. Какой тут может быть обман?”

Физиология

С возрастом в коре головного мозга неизбежно происходят изменения. Из-за этого снижается способность к критическому мышлению. Человек при принятии решений руководствуется в большей степени не рассудком, а эмоциями. Яркий рекламный ролик, вежливый голос по телефону вызывают приязнь, а вот что именно рекламируют или говорят — уходит на второй план.

Непросто с возрастом становится и оценить ситуацию в целом. Учёные доказали это экспериментально. Картину, на которой изображены деревья, показывали молодым и пожилым людям. Первые сразу видели лес, вторые — вначале сообщали об отдельных фрагментах.

Даже если с критическим мышлением всё в порядке, может подвести слух. Мошенники специально стремятся говорить не слишком разборчиво, выделяя лишь главное — нужно отдать деньги, иначе будет плохо.

Потребность быть нужным

Многие жертвы аферистов признаются, что подозревали обман... и были рады обманываться. Пенсионеры испытывают дефицит внимания. Близкие пропадают на работе, друзей всё меньше, пандемия буквально заперла пожилых людей в одиночных камерах самоизоляции. Каждая беседа — праздник. Аферистам даже не нужно искать психологический ключ к жертве. Достаточно на словах проявить участие и заботу, которых так не хватает. Пожилой человек охотно расскажет о себе, своих близких, выдаст номера карт, пароли и другие необходимые жуликам персональные данные.

Цифровая неграмотность

Фраза “обман пенсионеров” в последнее время всё чаще появляется в криминальной хронике. Ни дня не проходит, чтобы пожилой человек не стал жертвой мошенников.-3

С современными гаджетами пожилой человек “на вы”. Он записывает пин-код на листочке и кладёт его в кошелёк вместе с картой, отвечает на смс-спам, не знает, как пользоваться банкоматом или мобильным приложением, не разбирается в терминах киберпространства. Поэтому для афериста главное — втереться в доверие, а потом просто продиктовать последовательность операций жертве и получить от неё деньги.

Когда пора положить трубку?

Творческой фантазии мошенникам не занимать. Каждый день они придумывают новые способы обмана. Главный способ не стать жертвой — вовремя положить трубку, если звонят с незнакомого номера и говорят:

“Вас беспокоит служба безопасности банка. На вашем счету зафиксирована подозрительная активность/На ваше имя оформляют кредит”.

“Вас беспокоят из полиции/Пенсионного фонда. Мошенники пытались взломать ваш счёт. Помогите нам их поймать”.

“Я случайно пополнил счёт вашего мобильного телефона. Переведите, пожалуйста, деньги обратно”.

“Ваш ребёнок попал в беду/совершил преступление. Срочно нужны деньги”.

“Поздравляем! Вы выиграли в лотерею! Чтобы получить 500 миллиардов, переведите нам всего миллион”.

Фраза “обман пенсионеров” в последнее время всё чаще появляется в криминальной хронике. Ни дня не проходит, чтобы пожилой человек не стал жертвой мошенников.-4

К сожалению, уследить за пожилыми близкими не всегда просто. Как показывает практика, они не спешат сообщать о подозрительных звонках родным и в полицию. Одинокие старики — вообще любимая категория аферистов. В пансионатах для пожилых людей, кстати, случаи телефонных мошенничеств не встречаются. Если постояльцу позвонили #преступники , это сразу же замечает персонал, помогает распознать обман и связывается с близкими, чтобы прояснить ситуацию.