Итак, Солтер Пелагея Ивановна. В уже сильно преклонном возрасте (86 лет, если не ошибаюсь), она вместе с мужем Виктором Константиновичем дала интервью НАВИГ. В целом, я не понимаю, почему рассказ Пелагеи Ивановны вызвал такой резонанс в среде дятловедения. Помнит она очень мало, в основном отвечает на наводящие вопросы. При этом вообще нет уверенности, что бывшая медсестра вообще говорит о дятловцах. Как говорит всем известная и глубокоуважаемая Фрида Фокс «память, она такая память…». Тем более, что времени с момента трагедии прошло немало, поэтому есть очень высокая вероятность, что в памяти Пелагеи Ивановны вполне могли перемешаться события и люди.
Приводить это интервью я не буду. Просто пробежимся по реперным точкам. Сразу отмечу, что из всего сказанного Солтер, более-менее правдоподобно выглядит упоминание об одной найденной девочке, у которой обгорели волосы, следы огня были на рукаве и ноге. Последний момент (имею ввиду ногу), можно с натяжкой применить к Люде Дубининой, у которой на ноге были остатки обожжённых брюк. Однако на волосах никаких подпалин Возрождённый не зафиксировал. В остальном, к воспоминаниям Солтер я отношусь с недоверием, но уж очень часто на неё ссылаются в комментариях. Итак, поехали.
Пелагея Ивановна упоминает об 11 телах, которые привезли с перевала. Кто ещё двое и куда они девались? Это не соответствует действительности, и даже не вписывается в картину инсценировки. Да, гуляет версия, что те двое (или один из них) были детьми Лелюшенко, который лично приезжал в Ивдель. Однако никто присутствия командующего Уральским военным округом не помнит. Подтверждений тому нет. Более того, уважаемая мной «Москвичка» писала в комментариях, что ради интереса изучала биографию генерала Лелюшенко в тот период, и в Ивделе он не присутствовал. Если ошибаюсь, поправьте. «Москвичка», если сочтёте нужным поделиться результатами своих изысканий, буду благодарен. Читатели, думаю тоже.
Далее, Солтер отмечает, что лично обмывала и переодевала ребят. Цитирую «Все были грязными». Напомню, что события происходили зимой, и испачкаться где-либо было проблематично. Да, здесь можно сделать отсылку к некой техногенной катастрофе. Но никаких её следов обнаружено не было. И прошу обратить внимание на слово «обмывали». Как вы помните, никаких следов обмывания не было. Более того, при обнаружении Зины Колмогоровой была отбита телефонограмма, где содержалось примерно следующее «узнать сложно, разбита голова». Наверняка на лице девушки были кровоподтёки от царапин и носового кровотечения. После обмывания в морге, этих следов бы не осталось. Впрочем, как и других, описанных в актах Возрождённым.
Также Пелагея Ивановна отмечает, что ребят переодели в купленную одежду, после чего отправили в Свердловск. Возникает вопрос: как тогда на дятловцах оказалась их одежда? При этом не просто свитера, брюки, бельё, которое перед обмывание наверняка срезалось. У ребят под свитерами были стельки и маски для защиты от снега. На ногах Люды обмотка из брюк, у каждого по несколько носков. Только не говорите, что этим озаботились неведомые фальсификаторы.
Отмечу и то, что упоминаемый Солтер хирург Прудков обычно работал с другой операционной сестрой. К сожалению, не помню фамилию, а книгу Архипова про медэкспертов в деле Дятлова у меня зачитал один из родственников. Там эта информация есть. Кто читал, думаю, подтвердят. Сама Солтер не помнит жены хирурга, называя её учительницей, хотя та работала детским врачом. Сама супруга Прудкова – Валентина Ивановна не помнит Солтер, хотя отмечает, что сестринский персонал был очень хорошим.
Это всё, чем я хотел с вами поделиться по поводу интервью Пелагеи Ивановны Солтер. Сугубо моё мнение, это мешанина из фактов, невольным свидетелем которых стала медсестра, разбавленная более поздней информацией, полученной из разных источников.
А как считаете вы? Хотя, отталкиваться от этих воспоминаний я полагаю не стоит. С перевала не привозили 11 грязных туристов, которых потом отправили в Свердловск и похоронили без родных…