Порой, возникает вопрос – как написать отзыв на стихотворение? Тем более, когда ты не специалист в этой области. На что обращать больше внимания – на поэтические атрибуты или на смысл?
Уверен, авторы предпочли бы, чтобы их произведение было рассмотрено как можно боле подробно. И с технической и со смысловой стороны. Надо ещё, чтобы при этом меньше ругали и больше хвалили. Постараюсь так и поступать в дальнейшем.
Но сейчас в Пердимонокль поступило стихотворение «Версии веры» Дмитрия Сухтэ. Я его приведу ниже, благо оно не длинное. Мне показалось, что в этом тексте более важен смысл, чем форма. Поэтому немного порассуждаю о его содержании и выскажу собственную точку зрения.
Вот текст.
Под бороды спрятав немые вопросы,
Без лишних претензий и умных идей,
На судьбы людские взирают даосы —
Ведь это для них только игры детей…
***
Не требуя мзды за познание малое,
Изведав нирваны запретную суть,
Бредут равнодушно архаты усталые,
От нас укрывая свой истинный путь…
***
Упорные старцы постом и молитвой
К себе призывают вниманье богов,
Их вера доступней и монолитней,
Чем выбор простых и разумных шагов…
***
До дыр замусолив священные книги,
Заоблачных мыслей полёты любя,
Придумали предки десятки религий,
Но не придумали веру в себя!
***
Я самовольно разбил его на строфы для удобства восприятия. Содержание текста прозрачно. Выразив художественным словом свой скептицизм в отношении существующих религий, автор подытоживает – нет такой религии, которую разделил бы он сам. Главное в такой гипотетической религии, это вера человека в собственные силы: «вера в себя».
Временно отступлю от собственно авторского стиха и отмечу одну интересную, на мой взгляд, особенность.
Некоторые поэты предпочитают любые мысли, даже самые сложные, облекать в стихотворную форму. Так устроен их писательский «аппарат».
В связи с этим мне вспомнился отзыв Корнея Чуковского о двух поэтах Серебряного века – Гумилёве и Ахматовой. Рассказывая о текущем разговоре с Анной Ахматовой в середине 1923 года, он записал в свой дневник такие строки.
Я показал ей мои поправки в ее примечаниях к Некрасову. Примечания, по-моему, никуда не годятся. Оказывается, что Анна Ахматова, как и Гумилев, не умеет писать прозой. Гумилев не умел даже переводить прозой, и когда нужно было написать предисловие к книжке «Всемирной Литературы», говорил: я лучше напишу его в стихах. То же и с Ахматовой. Почти каждое ее примечание — сбивчиво и полуграмотно. Напр.: Добролюбов Николай Александрович (1836—1861) современник Некрасова и имел с ним более или менее общие взгляды.
— Клейнмихель главное лицо по постройке...
— Байрон имел сильное влияние как на Пушкина, так и на Лермонтова.
Я уже не говорю о смысловых ошибках. Элегия — «форма лирич. стихотв.» и т. д. В одном месте книги, где у меня сказано: «пьесы ставились», она переделала: «одно время игрались».
Я не скрыл от нее своего мнения о ее работе и сказал, что, должно быть, это писала не она, а какой-то мужчина.
— Почему вы так думаете. Мужчина нужен только чтобы родить ребенка.
Здесь жирным шрифтом отмечены места, которые Чуковский считал ошибочными или неуместными.
Вероятно, Дмитрий Сухтэ тоже более уверенно чувствует себя в стихосложении. Не вижу здесь ничего предосудительного. В конце концов, Пушкин свой роман «Евгений Онегин» написал именно в стихах.
Ещё одно соображение, теперь по содержанию.
В принципе, я разделяю пафос поэта. Являясь крещенным в православии, я по своему мировосприятию убеждённый атеист. Последняя строчка стихотворения, если её изложить в утвердительном склонении, будет относиться именно ко мне. Я верю в свои силы и надеюсь только на них.
Сразу оговорюсь, что это ни в коем случае не апологетика индивидуализма. Я горой стою за общественный коллективизм коммунистического толка.
В моём отношении к религии есть нюанс. Полностью отрицая её в молодом возрасте, к зрелым годам я несколько изменил свой взгляд. Пусть догадливый читатель не торопится понять это так: «став старше и слабее, он почувствовал потребность в защите и начал крениться в сторону веры». Нет. Дело совсем не в этом.
С возрастом я понял другое. В жизни огромное количество условностей. Они сопровождают нас буквально во всём - в названиях предметов, в нашем поведении на людях, во всевозможных праздниках, включая наши дни рождения. И во многом другом. Отобранные столетиями, эти условности делают нашу жизнь ярче и интереснее.
Религия является одной из фундаментальных условностей человеческого общежития. Вокруг этой колоссальной условности возник мощный пласт народных традиций и высокой культуры.
Взять православие. Честное слово, мне импонируют те церковные церемонии, в которых есть возможность проявиться весёлому духу человека. Например, Крестный ход. Ему сопутствует оживлённое скопление народа. Красочные хоругви добавляют праздничности. Даже не являясь верующим, я всегда готов поддержать эту церемонию.
А крещенские купания?! Только ради них сто́ило бы придумать православие )).
Я даже не говорю об эстетике культовых сооружений. Они всюду украшают собой любой пейзаж.
Что касается веры в себя – это награда человеку от природы. Неизвестно за что. Она даётся с рождения и далеко не каждому. Мне кажется, что приобрести её очень трудно, не имея с самого начала. Никакого культа здесь не получится. Добавлю – к моему сожалению.
Это обстоятельство должно заставить всех нас относиться друг к другу со снисхождением.