358 подписчиков

Вердикт "Легенды"

337 прочитали
Озёро Лабынкыр в Якутии. Заросли кедрового стланника.
Озёро Лабынкыр в Якутии. Заросли кедрового стланника.

В начале августа, к всеобщему удивлению, прилетел вертолёт. Он привёз вахту, а удивительно было то, что он всё-таки прилетел. Обычно вся авиация летом использовалась для тушения пожаров. Когда борт разгрузили буровики пьяные и счастливые тем, что изменилась картина жизни, направились к балкам, которые стояли неподалёку.

Вертолёт прилетел.
Вертолёт прилетел.

Один из них поздоровался со мной и сообщил, что мне привезли промывальщика, «Легенду Севера» и что буровики еле высадили « легенду» из вертолёта, и он теперь спит под лиственницей недалеко от аэропорта. Я поспешил по указанному направлению и увидел лежащего в тундре человека в новой спецодежде. Возле него стоял помбур, который пытался поднять смертельно «уставшего» человека, но у него это плохо получалось.

Кедровый стланник растёт только  в  Якутии.
Кедровый стланник растёт только в Якутии.

Я ожидал, что мне пришлют промывальщика, но не ожидал, что в таком состоянии. Когда я попытался взять его под руку, пытаясь помочь помбуру, глаза его открылись, и он очень строго спросил: - Ты кто ?

- Я - геолог участка. А ты ? – ответил я.

- Начальник значит. Я – Шкворень. Меня весь Север знает. Мне нужно место, где спать и что есть, а пробу я тебе любую промою, - сказал он и отключился.

На местном диалекте шкворнем называют железный «палец» соединяющий удила саней с форкопом трактора.

Север Якутии.
Север Якутии.

Вдвоём мы оттащили его ко мне в балок и уложили на заранее определённое ему место. Шкворень отходил два дня, а потом началась трудотерапия. За три дня он вместе с буровиками построил и оснастил промывочную установку, которая представляла собой довольно широкий и длинный помост из стволов лиственницы. Этот помост уходил в озеро примерно на метр и крепился к сваям тоже из лиственницы. Инвентарь состоял из нескольких полубочек для буторки (размалывания пробы) пробы, зумфа, корыта сваренного из полубочки на ножках, приваренных под рост промывальщика и железная печка. Самым важным инструментом на промывке был лоток в котором проба доводилась до серого шлиха в зумфе, а шлих высушивался на печке и упаковывался в капсюля из твёрдой бумаги. Капсюля отправлялись на базу партии в лабораторию. Ещё через три дня буровики пробурили первую скважину и Шкворень начал мыть пробы и после каждой промытой скважины выносил свой вердикт. Варианта было два: металла нет и видимого металла нет.

Река Амга.Якутия
Река Амга.Якутия

Наступила вторая половина августа, а с ней и максимальная оттайка в тундре. Дорога от буровой к озеру на котором стояла промывка шла через невысокую сопочку. Мы очень часто ездили по ней и тем самым усиливали оттайку. Когда наш трактор с бочками для воды очередной раз спускался к озеру его чуть не унесло в воду грязевым потоком сошедшим с вершины сопки. Пробы мы возили на промывку тем же путём на лодке от вездехода. Лодка была довольно лёгкая, на хорошем гусеничном ходу и идеально подходила для перевозки проб. Я принял решение толкнуть её с сопки в сторону промывки. Рядом с промывкой, перед озером была довольно пологая площадка, на которой по - моим подсчётам должна была остановиться лодка. Когда мы её очень осторожно подтолкнули трактором, она поехала, набирая скорость, но на площадке, действительно, остановилась. Простояла пару секунд и медленно поехала, погружаясь в озеро. Все наблюдавшие онемели. Шкворень выкинул недокуренную сигарету, смачно плюнул и сказал мне: «А при Сталине тебе бы лет десять дали».

Легендарный тракторист на  Т-100
Легендарный тракторист на Т-100

Потом началась эпопея извлечения лодки из воды. Все уже понимали, что эти пробы будут последними, промытыми на этом озере. Лодку мы вытащили трактором, потом вытаскивали трактор. В конце дня, когда я зашёл в балок, Шкворень невозмутимо сидел у окна и курил.

Буровики празднуют победу.
Буровики празднуют победу.

- Ну что скажешь ? - спросил я его.

- Ну, пятёрочку тебе всё-таки дали бы, - его суровое лицо было по-прежнему сурово, а глаза улыбались. У него была поразительная способность улыбаться глазами.

С. Шишов