Находка на высоте
Мы выехали в Малое Замошье по просьбе моего знакомого из Всеволожска. Ему были нужны запасные части к автомобилям. Они из этих кусков, порой перебитых пулями и осколками снарядов, у себя на заводе делали машины. Это были полуторки, ЗИСы. Однажды на них приезжали к нам в Новгород на парад Победы. Я же в машинах ничего не понимал. Но там, в лесу, видел их целыми кладбищами. Особенно много стояло по сторонам лесных дорог и просек. Когда в 1942 году, в марте месяце, началась оттепель и потом дальнейшее окружение, машины были брошены. В большинстве случаев взорваны или сожжены. После войны под Глухую Кересть и Малое Замошье за запчастями направлялись бригады с колхозов и новгородских автопредприятий. Потом машины заросли кустарником, деревьями и медленно гнили. Они долгие годы стояли безмолвными памятниками. Потом пошла волна реставрации военной техники. Люди на себе выносили узлы машин к хорошим проезжим дорогам и их везли в Ригу, Ленинград, Воронеж, Москву и другие города нашей страны. Ребята из Всеволожска с семидесятых годов занимаются реставрацией техники, и сейчас мы ползем на тягаче по разъезженной лесной дороге. Выехали на «южную». Стоянку сделали у реки Глушица. Тут на болоте много запчастей от «Сталинцев», ЗИСов и полуторок. Разбив лагерь на краю дороги у большой воронки, принялись за работу. Тягачом вытаскивали части машин и складировали в одно место. Потом тяжелые предметы затягивали на «пену» и связывали проволокой, фрагменты, которые можно поднять, клали внутрь тягача. Все это вывозили на поле к деревне. Там разгружали и обратно четыре километра по сплошной грязи. Через два дня приехала группа из Всеволожска. Они поставили палатки рядом с нами. По утрам, когда все еще спали, я собирал на болоте клюкву. Ее в этом году было много, и за часа два я собирал по полтора, два ведра. Потом завтракали и ехали к очередному остову машины. Выпиливали мелколесье, подцепляли за раму и волокли к дороге.
На одной из малочисленных высоток стоял Т-34. Вернее то, что от него осталось. После войны был вырезан и увезен верх, низ остался. Мы решили посмотреть можно ли его вытащить в деревню. Выпилив мешавшие деревья, подъехали к танку. Подцепив трос, начали пытаться сдернуть его с места. Сразу не получилось. Но после нескольких усилий днище танка оторвалось от земли и поползло за тягачом к просеке. Хотя до нее и было метров сто, но, тем не менее, это заняло около часа. Пока тягач дергал танк, я с металлоискателем пошел прогуляться по лесу. Далеко не отходил, вдруг понадобится моя помощь. Перед просекой две большие, но не глубокие землянки. Я спустился в одну из них и сразу металлоискатель показал наличие металла. Тут подошел Сергей Степанов. Я попросил его копнуть шурф. Когда он крюком растащил бревна и ветки и прокопал лопатой сантиметров тридцать, увидели немецкий патронный ящик. Внутри он был обит цинковым железом. Патроны, подумал я. Как раз латунь показывает. Сергей крюком оторвал доску. Потом подцепил цинковое железо, дернул. От того, что я увидел, меня переклинило. Сначала начал заикаться, потом завопил: «Стоять, не трогать. Бумаги». Сергей от этого даже опешил. Состояние мое было не описать. Толпа собралась на бруствере землянки и наблюдала за нами. Мы обкопали ящик и осторожно вытащили наверх. Стерев остатки грязи, открыли крышку. В нем лежали аккуратно уложенные бумаги. Я ликовал. Ведь вчера вечером у костра я сказал, что хочу сейф, и вот он. Достав с ГТТ кусок пленки, завернули ящик. Танк отцепили. Теперь он на просеке. Зимой двумя тягачами мы попытаемся его вытащить. А сейчас оставив находку, решили съездить к могиле Всеволода Багрицкого, там есть обломки ИЛ-2, их тоже надо забрать. Мы тронулись в путь, а у ямы остался Сергей Люцай. Он решил выкопать эту землянку, вдруг еще что-нибудь есть. Через час мы вернулись. Землянка была выкопана, но больше в ней ничего не было.
В Малом Замошье вытащили ящик с ГТТ и принялись разбирать бумаги. В нем оказались личные дела, книги приказов, карандаши, с тысячу красноармейских книжек, бланки извещений о смерти и заполненные корешки извещений. Они были уложены в пачки и перевязаны веревками и телефонным кабелем. По документам было понятно, что эти бумаги принадлежат штабу 848-го стрелкового полка 267-й стрелковой дивизии.
Уже в нашей мастерской мы расслоили и высушили все документы, часть прочитали. Небольшую часть я передал начальнику экспертно-криминалистического центра МВД Республики Коми поисковику Сергею Солодянкину. Через год он привез книгу «Без вести пропавшие». В ней были опубликованы сканы корешков извещений о смерти, а рядом уже прочитанный текст. Эта книга тронула меня до слез. За всю поисковую работу я не видел ничего подобного. В дальнейшем Сергей прочитал и личные дела. И привез нам еще книгу - «Биографии». Потом я отдал ему все имеющие у меня документы с найденных в лесах ящиках и с нетерпением жду Сергея и новые книги.
Автор: А.Н. Орлов
Фото из архива семьи Орловых