Немного размышлений на болезненную тему
Нередко в моих историях погибают персонажи, которых я искренне люблю. Я не стесняюсь жаловаться родным и друзьям: вот, мол, грустно, сил нет — персонаж Н. умер. Или делюсь, что пока писала сцену смерти, почти рыдала. В ответ мне, бывает, возмущаются — «сама убила и еще жалуется!» Поэтому предлагаю немного поразмышлять и вникнуть, почему так происходит, зачем авторы издеваются над читателями (а иногда и над собой), и есть ли у персонажей шансы избежать жестокой расправы.
Первый и самый главный вопрос — зачем вообще убивать героев? Причин может быть несколько, и не все из них весомые.
- История героя подошла к логическому завершению;
- В дальнейшем персонаж может помешать развитию сюжета — например, он бы легко решил проблему, с которой в дальнейшем необходимо столкнуться главному герою;
- Смерть героя поспособствует развитию других персонажей либо смотивирует их на необходимые действия;
- Смерть героя как показатель реалистичности. Увы, смерть — явление частое, особенно если вы описываете средневековый мир со слабо развитой медициной или жесткую антиутопию. В подобных произведениях смерть персонажей — то, что делает историю реалистичной;
- Ненависть к персонажу — и такое бывает. Возможно, дело в том, что герой — отпетый злодей и просто мерзкая личность, а может, он бесит автора лично (у меня, правда, такого пока не было);
- Потребность пробить читателя на эмоции. Самая скверная причина, и если она и достигнет своей цели, то, вероятнее всего, эмоции читателя будут негативными — в первую очередь по отношению к автору.
Что чувствует автор, убивая персонажа?
Зависит от причины. Если просто хочется пробить читателя на эмоции или речь о персонаже, который раздражает — наверное, можно и удовольствие получить. Ну а если персонаж нравится или даже близок, это может стать настоящей трагедией. Причем неважно, была ли смерть запланированной или такой поворот возник по ходу написания истории. (Да, так бывает: ничего не предвещает, герой нравится, но вдруг понимаешь: сейчас его надо убить, и иначе нельзя.)
Написать эту статью меня заставила смерть двух персонажей. Все было задумано сильно заранее, мысли появлялись несколько грустные, но смиренные: ну, так должно быть, ничего не поделаешь. Однако когда пришлось излагать это в тексте, мои нервы были не пределе, а ситуация в целом ощущалась как ужасная. Глаза были на мокром месте.
Можно ли этого избежать?
Прежде всего стоит задать себе вопрос «зачем?» Если не хочется грустить самому или расстраивать читателей — это несерьезно. Нужно оценить персонажа и его место в истории со всех сторон и попытаться понять, насколько логичной и необходимой для сюжета станет его смерть и как она повлияет на него и других героев.
И самое главное: доверяйте своим чувствам. Если вы чувствуете, что персонаж, пусть даже самый замечательный, должен умереть — к этому чувству надо прислушаться. Внутренне чутье, как правило, писателя не обманывает. Хотя для перестраховки лучше разобраться, почему оно у вас появилось.
Когда смерть персонажа становится проблемой?
- Когда она крайне маловероятна и по сути глупа.
Одно дело, если герой погиб в сражении, и совсем другое — если споткнулся на ровном месте. В жизни и такое бывает, но... Вы понимаете.
- Когда количество смертей на одну книгу зашкаливает.
Тут, конечно, нельзя не вспомнить «Игру престолов». По своей сути она реалистична — любой мало-мальски исторический роман по количеству смертей даст фору Мартину, но если вы хотите просто похайпить, вряд ли из этого выйдет что-то хорошее.
- Когда смерть настает просто потому, что захотелось вызвать читателя на эмоции (см. выше).
Вот такие мысли по поводу. Есть ли персонажи, смерть которых вы не можете простить автору? Как часто и почему вы сами убиваете героев? Делитесь в комментариях!
#писательство #писательское мастерство #персонажи книг #делюсь опытом #личныйопыт #книги #литература