Найти в Дзене

Борьба с голодом в России в 1918 году.

Город Данилов, Ярославская область.
Город Данилов, Ярославская область.

На фотографии город Данилов. Улица Воскресенская, начало 20-го века.

Продолжение, начало смотрите в предыдущих статьях.

В романе «Дворяне» рассказывается, что не везде крестьяне прятали свой хлеб и не отдавали государству. Например, крестьяне деревни Гарь, где жил мой прадед, Верещагин Семён Александрович, добровольно и безвозмездно отправили обоз с зерном в город Данилов.

Выдержка из Главы 21.

В начале мая 1918 года Александр Семёнович (брат моей бабушки) поехал в Гарь к отцу, чтобы взять продукты для питания на неделю. Он ездил в деревню за продуктами постоянно, потому что в Данилове продолжался голод, действовала карточная система.

Александр вспомнил просьбу городского головы и обратился к отцу:

- Папа, ты бы мог дать бесплатно Даниловской управе часть своего зерна? Вчера мы встречались с Москотильниковым, и он просил поговорить с тобой об этом. Дело в том, что в Данилове продовольствие закончилось, и купцы Данилова тратят свои драгоценности, чтобы закупать продукты. Голодные люди могут устроить погромы, как это было прошлым летом, и тогда всем не поздоровится. У помещиков и зажиточных крестьян зерно имеется, а люди голодают.

- Да уж, парадокс, получается, - согласился Семён Александрович. – Я не могу зерно продать, потому что у людей денег нет. Новая власть деньги не напечатала, так хотя бы разрешили царскими деньгами пользоваться. У населения их много осталось. Недавно ко мне приходил Чернов Костя и спрашивал: «Выбрасывать царские деньги или подождать? Вдруг они снова будут действовать? Ну, я ему дал совет подождать. У меня у самого больше ста тысяч рублей лежат без дела.

Отец посмотрел вопросительно на сыновей:

- Что решим? Дадим бесплатно зерно или нет?

Серёжа и Коля сразу согласились, что надо дать, а Петя запротестовал, обращаясь к братьям:

- Вам больным не жалко, потому что вы не пахали, а я пахал и мне не хочется кормить бездельников. Купцам тоже не жалко своих побрякушек, потому что они им легко достаются.

- Петя, а что мы будем делать с двумя пистолетами, если к нам придёт банда голодных из ста человек? – спросил Семён Александрович. - Возможно, они тоже будут вооружены. Тогда они убьют нас и заберут всё сполна.

После недолгой полемики Верещагины решили половину зерна из амбаров отдать и поговорить с крестьянами, чтобы они тоже внесли свою лепту в доброе дело. На следующий день Саша уехал в Данилов, а отец стал ходить по домам в деревне и агитировать крестьян выделить в общий обоз своё лишнее зерно. Он предчувствовал, что мужики будут упираться и не захотят добровольно отдавать лишнее зерно. Поэтому, он пошёл на хитрость: зайдя в дом к бывшему управляющему Чернову, он сказал ему, что уже вся деревня согласна выделить зерно, и остался только он один. К нему он, якобы, зашёл к последнему. Чернов подумал, покряхтел и согласился. Он доверял своему благодетелю и не мог его заподозрить в обмане. Таким же образом он уговаривал и остальных мужиков. Семён Александрович считал, что ложь во благо не является грехом.

На третий день, к вечеру, из деревни Гарь, и соседних деревень, двигался большой обоз с мешками, наполненными зерном в сторону Данилова. За эту благотворительную операцию Москотильников благодарил Верещагиных, а Александру Семёновичу выдал благодарственное письмо в адрес всей семьи, заверенное печатью Даниловской городской управы.

Продолжение следует.