Мы продолжаем цикл статей о направлениях...
Квадрокоптер – не игрушка, а средство спасения людей. Поисковики направления беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) знают это очень хорошо.
Направлению БПЛА в петербургском отряде «ЛизаАлерт» всего третий год, но сейчас мы уже с трудом представляем, как обходились без дронов при поисках в природной среде. Беспилотники помогают создать оперативную карту местности, сэкономить человеческие ресурсы, ускорить процесс обнаружения потерявшегося и как можно скорее вывести его из леса. Эффективнее всего они на открытых пространствах – над болотом, вырубками, полями, канавами.
Допустим, перед нами стоит задача плотно прочесать поле, которое поросло густой травой высотой по пояс. Идти надо, буквально взявшись за руки, ведь в таких условиях запросто можно не заметить человека, который лежит в двух метрах. Пятеро поисковиков прочешут стандартный квадрат 500 на 500 метров часов за двенадцать. Квадрокоптер облетит ту же площадь за час. Если потерявшийся на поле, сверху его будет видно, как на ладони.
Конечно, всё не так просто. Один квадрат – это несколько тысяч снимков, которые надо изучить самым пристальным образом. Здесь в работу вступает группа просмотра и анализа (ГПА) – единая на всю Россию. Съёмку, сделанную в Ленинградской области, может просматривать поисковик из Хабаровска. Это очень удобно и позволяет работать в круглосуточном режиме, ведь когда спит Дальний Восток, бодрствует Северо-Западный округ и наоборот. В то же время постепенно внедряется практика анализа фотографий с помощью нейронных сетей.
Самая горячая пора для пилотов БПЛА, конечно, с мая по октябрь – время активных лесных поисков. Некоторые из них мы запомним навсегда.
– Например, поиск 79-летней Галины Александровны в непролазных дебрях Пупышево, – рассказывает руководитель направления БПЛА Виктор Витюк. – Он был невероятно сложным и нервным. Бабушку искали много людей днём и ночью, несколько раз почти находили, вроде бы даже слышали слабый отклик, но каждый раз она от нас ускользала. Между тем ночами температура опускалась до девяти градусов, а старушка была легко одета. На третий день я в очередной раз поднял беспилотник, отправил съёмку в ГПА и поздним вечером получил сообщение: женщина обнаружена. На снимке бабушка Галя лежала между двумя бревнами. Больше часа пробирались к этой точке по бурелому, приходим – а её нет! Видно – вот место, где она лежала, а сама ушла. Но хотя бы стало понятно, что жива. Стянули все силы, пошли максимально густым прочёсом – и всё-таки нашли на следующий день, причём в том месте, где прежде уже проходили… Ещё одна знаковая для нас история – поиск 83-летней Раисы Павловны, заблудившейся в лесах под Лугой. Тоже шли третьи сутки. Я поехал забрать и отвезти в город уставших поисковиков, а перед этим поднять коптер. Получилось облететь большую территорию – на выходе пять тысяч снимков. Смеркалось, в ожидании ребят я листал на ноутбуке фотографии, не особенно надеясь на удачу: слишком большой объём материала. И вдруг – красное пятно! Как куртка у нашей Раисы Павловны. К этому времени и поисковики из леса вернулись. Переоделись в чистое, стоят передо мной, пошатываясь от усталости. Я ничего не стал говорить, просто повернул к ним экран с фотографией. Через пару минут все снова в грязном и готовы бежать. Успели! Жива! Это, кстати, хорошая иллюстрация к тому, как важно правильно одеваться в лес – не в незаметный камуфляж, как 99 процентов грибников, а в яркое.
Иногда беспилотники применяют для нетипичных задач. Например, для поиска оптимального выхода из леса. Ту же бабушку Галю выносили из пупышевского бурелома, предварительно разведав с воздуха наименее сложный путь. Коптерами осматривают речки в поисках переправ. Специалистами направления «Лес на связи» отрабатывается технология вывода заблудившегося с помощью беспилотника. Находится им применение даже в городе. Если есть подозрение, что пропавший у себя в квартире, но не отвечает на звонки, потому что с ним что-то случилось, пилот может поднять дрон на высоту нужного этажа и заглянуть в окно. Разумеется, с ведома и в присутствии полиции.
Стать пилотом отрядного квадрокоптера может далеко не каждый. В направление БПЛА берут надёжных, опытных поисковиков, готовых часто выезжать на задачи. К работе на реальном поиске они допускаются только после долгого обучения и аттестации. Впрочем, если у вас есть собственный подходящий беспилотник, и вы готовы с его помощью искать людей, приходите – всему научим.
Попасть в группу просмотров и анализа проще. Обязательные требования – компьютер с экраном не меньше 15 дюймов, хороший интернет, возможность долго рассматривать снимки, регулярное наличие свободного времени. Отбор строгий, ведь ответственность за результаты просмотра очень высока. Готовы? Тогда заполните анкету для подачи заявки на обучение в ГПА: https://forms.gle/d4qhnUNGvvN1UuwJ7.
Возможно, именно вам повезёт разглядеть среди разноцветных пятен листвы, травы и почвы фигурку заблудившегося человека, а значит – помочь ему вернуться домой.