15 февраля 2022 года Яндекс отчитался за 4 квартал 2021 года. Отчёт превзошёл ожидания аналитиков, поэтому новость была оценена и инвесторами, которые любят рост выручки.
Несомненно, рост выручки — это хорошая новость. Но, на мой взгляд, радости в этой новости не много.
Рост выручки Яндекса, на мой взгляд, спрятан в электронной коммерции, а именно в новом, развивающемся направление – Яндекс-Маркете.
В 2021 году Яндекс начал активно развивать свой сервис Яндекс-Маркет, именно с ним компания и связывает отсутствие прибыли. Так, например, недавно компания заявила, что для развития этого направления необходимы вложения, поэтому все заработанные деньги будут тратиться на это направление и с этим связано отсутствие прибыли. Компания привела пример Яндекс- Такси, которое тоже было убыточным, но потом стало приносить хорошую прибыль в общем составе.
Одним из изменений в 2021 году на сервисе Яндекс-Маркет был переход с модели, когда магазины выплачивали Яндексу комиссию за переход на их сайт на модель, когда покупка осуществляется на Яндекс-Маркете, а сам Яндекс потом со своего расчётного счёта производит расчёты с магазинами.
Таким образом, выручка в сравнении с 2019 и 2020 годом существенно выросла. Но денежные средства не принадлежат компании, а проходят через неё, как через посредника. Этим объясняется то, что у Яндекса нет прибыли.
Рост выручки Яндекс-Такси в 2021 году также связан с одним из направлений развития электронной коммерции. Быструю доставку вещей, которые покупатели заказали на Яндекс-Маркете осуществляет привычный сервис Яндекс-Такси.
Исходя из анализа отчёта, который Яндекс опубликовал 15 февраля, можно сделать следующий вывод.
Яндекс — это перспективная компания с большим потенциалом роста. Одним из прибыльных и фундаментальных основ бизнеса является поиск и реклама. Эти направления обеспечивают финансирование убыточных направлений, в число которых входит Маркет.
Конкуренция на рынке электронной коммерции достаточно большая. Помимо Сбермегамаркета, Вайлдбериса, Озона, китайских компаний, много новых частных компаний, которые готовы предоставлять более выгодные условия.
Скорее всего, в 2022 году выручка у Яндекса будет расти, но прибыль появится в лучшем случае в 2023- 2024 гг.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.
Статья- личное мнение автора.