Найти тему
naturpatriot

Вызовы глобализации...

Историческое развитие человечества, как и в целом, любой процесс развития предполагает наличие определенных конкурирующих начал, в процессе взаимодействия которых собственно и происходит определенное продвижение вперед. При становлении единой доминирующей цивилизационной модели любые альтернативные проекты сталкиваются с существенными затруднениями для собственного становления, в результате чего сам процесс развития замедляется и приобретает определенную однобокость.

Фактически, вся история человечества представляет собой череду расцветов и ошеломляющих коллапсов разных цивилизаций, когда вначале происходит постепенное уменьшение цивилизационного многообразия в определенной техноэкологической нише (то есть экологической нише, доступной определенному технологическому укладу) - при одновременном распространении единого уклада, единых ценностей и подходов. Затем культура исчерпывает ресурсную базу собственного развития и коллапсирует. Практически это неминуемо, и еще ни одной культуре не удалось пойти по иному пути.

Происходит последнее из-за неспособности адекватно ответить на возникающие вызовы в рамках имеющегося унифицированного фонда идей и методов, жизненных привычек и мировоззренческих ограничений.

Уникальность современной ситуации заключается в том, что нынешняя цивилизация обладает глобальным характером, и иных представителей человеческого вида за её пределами фактически не существует. В таком виде коллапс современной цивилизации будет в определенной мере коллапсом всего человечества, чего нельзя допустить.

В определенном понимании, есть и еще одно коренное отличие. Все предыдущие цивилизации и культуры в полной мере не осознавали фундаментальных закономерностей собственного развития; они не имели возможности понять даже причины своего расцвета и упадка. Культура есть ничто иное, как ответ человеческого социального конструкта на имеющие вызовы, и если все предыдущие культуры пытались ответить на конкретные локальные вызовы, нам необходима культура, которая бы вышла за пределы циклических ограничений; необходима некая «сверхкультура», подчиняющая себе свою собственную эволюцию и тем самым открывающая возможность долговременного глобального развития человечества.

Очевидно, что чтобы избежать коллапса современной цивилизации существует лишь один путь: изменение её самой таким образом, чтобы искусственным путем поддерживать необходимые условия для гармоничного развития. Мы уже примерно знаем то, как происходит крах цивилизаций, и потенциально имеем возможность предпринять ряд шагов для того, чтобы выйти из «бесконечности цивилизационной сансары». Фактически необходимо создать механизмы поддержания цивилизационного многообразия для того, чтобы не допускать выхода на точку диалектической монополярности с последующим схлопыванием системы.

В отличие от природных систем, в основе исторического развития человечества лежит конкуренция преимущественно не между индивидами за имеющиеся ресурсы (человек индивидуально слишком слаб, чтобы получать жизненные ресурсы самостоятельно, без взаимодействия с сообществом себе подобных), но между сложными сообществами. Все подобные сложные сообщества, какими бы утонченными в распределении социальных ролей они не были, в большинстве своем сводятся к двум составляющим – элитарному меньшинству (элиты) и эгалитарному большинству (народные массы). Эти две составляющие любого сообщества связаны определенного рода явным (что реже) или негласным (что чаще) договором, согласно с которым элитарное меньшинство осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение всему сообществу конкурентных преимуществ, а народные массы обеспечивают элите средства к её существованию.

Когда то или иное сообщество занимает доминирующее положение в своей техноэкологической нише, его элитарные и эгалитарные составляющие утрачивают единство собственных интересов, и постепенно сообщество утрачивает мотивацию к продолжению своего существования. Внешне это проявляет себя, прежде всего в нарастающей несправедливости распределения ресурсов, праздности и вырождении элит (которые, более не неся бремя противостояния с другими сообществами, неминуемо изнеживаются и утрачивают связь с народными массами) и в отсутствии мотивации народных масс к любой системно-необходимой деятельности.

Для того, чтобы избежать всеобщего коллапса, необходимо таким образом реформировать систему общественных отношений, чтобы на месте единого вырождающегося глобального бульона возникли сообщества, обладающие достаточной долей суверенитета, но избегающие при этом изоляции или смертельной конфронтации. Это возможно лишь через становление определенных общепринятых правил игры, которых бы придерживались все участники. Важным является и концептуальный пересмотр отношений внутри этих сообществ, при которых бы равно защищались человеческие права и свободы и интересы самих этих сообществ.

Не менее важно и такое реформирование системы управления, которая бы отвечала современным реалиям военного характера. Ни одна система договоров в реальной политике не стоит ломаного гроша без существенного силового подкрепления. На данный момент с высокой долей вероятности можно говорить о возможности глобального военного противостояния, которое станет финальным аккордом старого миропорядка. Способность сообществ выжить в этих условиях – это краеугольный камень всех наших построений, без которого любые рассуждения просто бессмысленны.

Итак, рассмотрим подробнее насущные вызовы, которые угрожают долговременному существованию современной цивилизации; обратим особое внимание на те из них, которые обусловлены самим процессом глобализации, как установления доминирования единой цивилизационной модели западного образца.