Спустя три десятилетия мы пожинаем отравленные плоды интервенции Америки на постсоветском пространстве. Для внешнеполитической элиты США украинский кризис - это гораздо больше, чем угроза, которую президент России Владимир Путин представляет для соседней страны; скорее, это в значительной степени упражнение в сохранении репутации.
В течение последних нескольких месяцев уважаемые члены внешнеполитической «тусовки» были заняты тем, что кружили вокруг себя, пытаясь снять с себя вину за кризис, который они сами же и помогли вызвать. Мы пожинаем отравленные плоды американской интервенции на постсоветском пространстве. Как уже хорошо известно, крестовый поход по превращению бывших советских республик в американских сателлитов начался при президенте Билле Клинтоне.
Главный помощник Клинтона по России, а затем заместитель госсекретаря Строуб Тэлботт писал, что одной из его «задач было донести до лидеров всех новых независимых государств сообщения об американской поддержке их суверенитета и готовности помочь им разрешить их споры друг с другом и с Москвой». В сопровождении «группы коллег из Государственного департамента, а также представителей Совета национальной безопасности, Министерства финансов, обороны и ЦРУ» Тэлботт и его команда посетили все 15 бывших советских республик. Они называли их «здравствуйте-до-свидания», туры. Их первой остановкой был Киев в мае 1993 года.
В «Неудавшемся крестовом походе», до сих пор непревзойденном отчете Стивена Ф. Коэна о «великом крестовом походе по обращению России к нашему образу жизни», покойный легендарный ученый многозначительно написал: - «Администрация Клинтона и ее многочисленные сторонники в средствах массовой информации, аналитических центрах и академических кругах, кажется, никогда не связывают точки между их миссионерским рвением в России и серьезными опасностями, которые там появились». Более того, писал Коэн, «жесткая и навязчивая политика США в отношении России способствует политической судьбе сторонников жесткой линии в самой Москве, которые являются закоренелыми противниками демократизации и прозападной ориентации в целом».
Такой, какой была, такой и станет. Тем не менее апологеты расширения Организации Североатлантического договора и американского вмешательства на постсоветском пространстве, такие как Кэтрин Стоунер из Стэнфордского университета, утверждают, что сегодняшний кризис «полностью сфабрикован Путиным». Стоунер спрашивает: -«Где именно сейчас находится предложение Украине вступить в НАТО? Нет ни одного. Так что это не про НАТО. И это не кризис, спровоцированный расширением НАТО». Ее коллега из Стэнфорда, бывший посол США в России Майкл Макфол, кажется, думает так же. Макфол, продолжая свою прискорбную привычку писать в Твиттере, прежде чем подумать, недавно обратился к платформе социальных сетей, чтобы задать вопрос о дебатах, которые бушуют среди его коллег уже как минимум четверть века: - «Почему вы не думали/не обсуждали/не писали/не писали в Твиттере о расширении НАТО в 2009 году? 2010? 2011? 2012? 2013? 2014? 2015? 2016? 2017? 2018? 2019? 2020? Почему сейчас? Что-то изменилось в Брюсселе? Нет. Путин сосредоточил свою армию на границе с Украиной и придумал этот кризис по «расширению НАТО»?
Таким образом, согласно Стоунеру и Макфолу, расширение НАТО, политика, которую они и их коллеги в правительстве и вне его усердно продвигали на протяжении десятилетий, «сфабрикована» и «изобретена» и не имеет никакого отношения к нынешнему кризису. В манереДж. Симпсона они сняли с себя вину и охотятся за настоящими виновниками. Тем не менее, заявления, исходящие из Вашингтона и Брюсселя, похоже, противоречат их повествованию. Заявление Белого дома в сентябре прошлого года ясно дало понять, что он поддерживает «право Украины определять свой собственный будущий внешнеполитический курс без вмешательства извне, в том числе в отношении стремления Украины вступить в НАТО».
Реакция Вашингтона на российский проект договора от середины декабря 2021 года ясно дает понять, что США «продолжают твердо поддерживать политику открытых дверей НАТО». Собственный ответ НАТО на российский проект договора также усиливает политику открытых дверей и подчеркивает право всех государств выбирать свои соглашения с точки зрения безопасности «без вмешательства извне». Тем временем высокопоставленные правительственные чиновники США, такие как министр обороны Ллойд Остин, публично пообещали, что США «продолжат делать все возможное, чтобы поддержать усилия Украины по развитию способности защищать себя».
Так что, даже если, как все признают, расширение совершенно нереально, оно, безусловно, останется на столе. Отсюда и нынешний кризис. В конце концов, долгая и печальная история американской интервенции на постсоветском пространстве должна стать поводом для размышлений и переосмысления со стороны тех, кто помог нам дойти до этого момента. Вместо этого внешнеполитический истеблишмент США воспользовался случаем для продвижения фиктивной, корыстной истории, направленной на то, чтобы отвести от себя ту долю вины, которая по праву лежит на них.
ДЖЕЙМС КАРДЕН, старший консультант Американского комитета по соглашению между США и Россией