Когда произошел переворот на Украине, когда восстал Донбасс, а жители Крыма практически единогласно решили вернуться в "родную гавань", резко обострились отношения между Россией и Западом. Столкновение позиций и мнений происходило (и со временем лишь усугубляется) повсеместно - между лидерами государств, в дипломатической и, конечно же, информационной сферах. Главной мировой площадкой выяснения отношений, как известно, всегда была и есть ООН. Не являясь большим любителем дебатов, происходящих в этой организации, я, тем не менее, в то время внимательно наблюдал за всеми заседаниями, происходящими в ее стенах. И не столько за их содержанием, сколько за формой.
Поясню: в то время Россию там представлял гениальный дипломат (царство ему небесное) Виталий Иванович Чуркин, а США - не менее способная Саманта Пауэр. Поэтому для меня их диалог был сродни театральному представлению. И даже не потому, что они являлись классными специалистами в своем деле, а потому, что это были очень воспитанные и внешне красивые люди. И хоть в тех пресловутых дебатах они в фигуральном смысле "ломали копья", было заметно, что на самом деле друг другу они симпатизировали. И это не только впечатление - по свидетельству коллег Чуркина, у этих двух персонажей вне рабочих моментов были прекрасные человеческие отношения. Недаром после скоропостижного ухода из жизни нашего дипломата, Пауэр покинула ООН.
На смену Виталию Ивановичу Чуркину в ООН пришел Василий Алексеевич Небензя - не менее опытный и талантливый дипломат, который впоследствии "разрулил" немало спорных моментов в пользу России. Но...
Меня до сих пор не покидает ощущение, что при подборе кандидатуры Постоянного представителя при ООН наши учитывали не только профессиональные качества претендента, но и его внешние данные. И не в том смысле, чтобы он был симпатичнее своих оппонентов, а наоборот - чтобы он уже своей брутальностью наводил на них ужас. И, надо сказать, это сработало. В этом отношении с Василием Алексеевичем могла конкурировать лишь британка Барбара Вудворд.
Американцы загрустили и принялись по этому же критерию подбирать и своего Постоянного представителя. Именно этим, наверное, объяснялась их частая смена, каждый из которых, был еще "краше" предыдущего. И вот, наконец, пришел успех - в ООН появилась Линда Томас-Гринфилд. Есть, правда, в этом один небольшой плюс - Небензя теперь чувствует себя Аполлоном, а Вудворд - Афродитой. Среди минусов несомненно тот факт, что Василий Иванович при споре с Линдой старается не поднимать глаз.
Надо также отметить, что характер Томас-Гринфилд, как и ее кругозор, сродни ее внешним данным - любит не только перебивать визави, но и "давить" их своей страной происхождения. Вот лишь некоторые цитаты, выданные ею в последнее время:
"Ситуация на земле указывает, что Россия движется в сторону неминуемого вторжения. Это решающий момент".
Я думаю, что мы видим одно и то же, и то, как это интерпретируется, может отличаться от других. Но это российский способ работы. Мы видели это, когда они вторгались в Крым. Мы видели, как они это делали, когда вторгались в другие части Восточной Европы".
Уважаемые дамы и господа, позвольте от себя лично и всех вас пожелать нашему замечательному полпреду В. А. Небензе терпения, богатырского здоровья и достойного помощника. Задачей последнего будет просто сидеть рядом и пристально (в упор) смотреть на Л. Томас-Гринфилд. Думаю, на эту роль вполне подойдет уже набравшийся в Европе опыта дипломатической работы Козак Дмитрий Николаевич.