Найти в Дзене
Storytel RU

От Netflix и Starbucks до Nike: 7 книг о том, как нескольким компаниям удалось построить международный бизнес

Оглавление

Международные корпорации одновременно пугают, восхищают и, пожалуй, делают нашу повседневную жизнь комфортнее. Не будем сейчас разбираться в этих противоречивых отношениях к крупным компаниям, а лучше поговорим о том, как некоторым брендам удалось завоевать целый мир, ведь задача эта не из простых. Итак, вот 7 книг о том, как очень разные компании, от Nike до Netflix, пришли к своему успеху.

«NETFLIX. Инсайдерская история компании, завоевавшей мир», Джина Китинг

Мрачная правда скрывается за волшебным распространением DVD-дисков по почтовым ящикам, утверждает этот живой и остроумный бизнес-боевик. Журналист-фрилансер Джина Китинг пишет сагу о Левиафане онлайн-кинопроката Netflix как романтическую историю в антураже Кремниевой долины, где гики воплощают «общую мечту о компании, ориентированной на потребителя и отражающей его идеалы», о компании, в которой «маркетинг и технологии вальсируют в гармонии». Но мечта исчезает, когда Рид Хастингс, киборг с головой, полной алгоритмов оптимизации без «гена сопереживания», занимает пост генерального директора и вводит «неудобную степень процессуальности и формализма, которые погасили спонтанное творчество маленькой компании».

Его корпоративный деспотизм приносит свои плоды, поскольку прокат фильмов онлайн, как показывает Китинг, — это всего лишь розничная торговля товарами, которая зависит от безжалостного сокращения расходов и эффективности, тщательного регулирования цен с помощью рекламы и промоакций, а также таких уловок, как рекомендательная система, которая заботливо направляет клиентов к более выгодным товарам. Красочное повествование достигает кульминации, когда Netflix и заклятый соперник Blockbuster вступают в старомодную ценовую войну, в которой Netflix оказался на волосок впереди.

Китинг пишет о потрясших мир технологических преобразованиях в получении доступа к цифровому контенту, но гораздо интереснее и драматичнее удается ей описание того, как постоянно меняющийся капитализм остается, по сути, прежним собой.

-2

«Спасибо за возражение! Как культура критики принесла мировую известность Dunkin Brands», Найджел Трэвис

Трэвис, председатель совета директоров и генеральный директор компании Dunkin' Brands, делится своей философией управления в этом увлекательном и информативном пособии по бизнесу. Развивая дискуссию о том, как создать здоровую корпоративную культуру, он рассказывает как об успехах, так и о неудачах своей карьеры в Dunkin' и других компаниях. Например, о раннем опыте руководства компанией Blockbuster, когда гигант видеопроката «боролся со временем», но в итоге не смог эффективно ответить молодым конкурентам — Netflix и Redbox.

Ключом к недавнему успеху Dunkin' Donuts, утверждает Трэвис, стала способность компании реагировать на вызовы конкурентов, быть гибкой и готовой работать с трудностями, а не избегать их. Для этого руководители компаний должны культивировать «культуру критики», которая позволяет сотрудникам ставить под сомнение давно устоявшиеся предположения и обычные рабочие процедуры без страха наказания. По словам Трэвиса, такая простая вещь, как неформальная беседа за чашкой кофе, может дать работникам возможность быть услышанными.

Эта умная и проницательная книга содержит инсайдерский отчет о бизнес-подходе, лежащем в основе успешного мирового бренда, который руководители любой отрасли могут использовать в работе.

-3

«Продавец обуви. История компании NIKE, рассказанная ее основателем», Фил Найт

История компании Nike, написанная ее основателем Филом Найтом, посвящена первым 10 годам существования компании (запущенной в 1962-м). Как в старом детективе, когда мы знаем, что следователь одержит победу, но тем не менее продолжаем следить за сюжетом, мы следим и за Nike в этой книге. Да, мы в курсе, что бренд станет успешным… но вдруг все-таки нет?

Фил Найт мастерски держит напряжение, рассказывая о том, как целые годы жил на грани провала. Например, он описывает, как каждый день получал данные о том, сколько пар обуви было отгружено со склада, — это было важно, потому что компания буквально зависела от ежедневных продаж, у Найта не было никаких средств в запасе. «Ежедневное количество <отгруженных> пар определяло мое настроение, мое пищеварение, мое кровяное давление», — пишет он.

Значительная часть книги посвящена тому, как из человека, фактически перепродающего чужую обувь, Фил Найт превратился в ее создателя, — и это очень интересно.

-4

Читайте также: 10 книг о кризисе 30 лет и о том, как его преодолеть

«Дело не в кофе: корпоративная культура Starbucks», Говард Бехар

Говард Бехар, занимавший в разное время должности исполнительного вице-президента по продажам, президента-основателя Starbucks International и президента Starbucks North America, рассказывает, какие стратегии он использовал, чтобы масштабировать бизнес и превратить его в мировой бренд.

В книге иногда приводятся бизнес-кейсы других компаний, но именно случаи из корпоративной жизни самой Starbucks отличают ее от всех прочих. Самые интересные разделы включают в себя истории напитков, которые читатели легко узнают по собственным визитам в Starbucks. Подробно раскрыт ход мыслей, предшествовавший запуску фраппучино в бутылках, или подход к приготовлению напитков по принципу «сделаем, как вам нравится».

Хотя революционные идеи в книге уступают место стандартным деловым методам, примеры из практики популярной компании — полезное чтение для тех, кто хочет развить или освежить основные навыки ведения бизнеса.

-5

«Burger King. Как построить империю», Джим МакЛамор

Историю создания Burger King и непрекращающуюся борьбу компании с «Макдоналдсом», заклятым конкурентом, можно считать лишь небольшой, но тем не менее характерной главой в истории индустрии фастфуда. Вместе с тем это и автобиография самого МакЛамора, скончавшегося от рака в 1996 году, всего через несколько месяцев после окончания работы над книгой.

История в его изложении развивается довольно быстро, малозначимые детали МакЛамор опускает. Вот он рассказывает о поступлении на службу в ВМФ в 1944 году. Не прошло и страницы, как через год он уже учится в Корпусе подготовки офицеров при Корнельском университете, а вскоре после этого отправляется в Майами, чтобы провести время со своей будущей женой.

Как и многие другие предприниматели, МакЛамор несколько раз был близок к тому, чтобы все потерять, но всегда находил способ выйти из кризиса и поймать удачу. Так, инвестиции, которые спасли его от банкротства, он получил на коктейльной вечеринке, а идею своего фирменного сэндвича, с которого начался взлет бренда — воппера, — МакЛамор подсмотрел случайно в никому не известной провинциальной бургерной.

Книга МакЛамора — это мудрая без назиданий, интригующая история о честности, страсти и умении учиться на своих ошибках. МакЛамор впускает нас в свою жизнь и в процесс обдумывания всех решений, которые привели к тому, что Burger King стал одной из самых узнаваемых сетей быстрого питания в мире.

-6

«Безономика. Как Amazon меняет мировой бизнес. Правила игры Джеффа Безоса», Брайан Дюмейн

Опираясь на книгу Брэда Стоуна «Магазин всего», многочисленные материалы СМИ и более 100 интервью, редактор журнала Fortune Брайан Дюмейн предлагает читателям живую историю успеха Amazon и оценивает его влияние на бизнес XXI века. Автор явно восхищается основателем компании Джеффом Безосом за его проницательное объединение больших данных и искусственного интеллекта в управлении «самой умной компанией, которую когда-либо видел мир».

Безос, пишет Дюмейн, — это «сила природы, движущаяся с огромной скоростью». Он обладает способностью «смотреть правде в глаза, независимо от того, насколько она неудобна, принимать решения на основе холодных, жестких фактов». Он смотрит в будущее, мысля десятилетиями и столетиями. Он «стремится к тому, чтобы его считали не просто бизнесменом, а скорее культурной силой, торговцем идеями». Автор, впрочем, признает за создателем Amazon и некоторые недостатки: «ориентированный на факты, неустанно сосредоточенный ум» Безоса кажется неэмпатичным по отношению к своим сотрудникам и обществу, что создает ему репутацию плутократа.

Помимо анализа успеха компании, Дюмейн рассуждает о том, в каких областях Безос будет действовать в будущем. Среди вероятных направлений — реклама, здравоохранение, где Amazon будет предлагать рецептурные лекарства, товары для здоровья на дому и удаленный мониторинг со стороны практикующих врачей. Предполагается, что в сферу интересов компании попадет и банковское дело, — Amazon станет «цифровым финансовым бизнесом, предлагающим расчетные счета, кредиты и ипотеку».

-7

Читайте также: 6 книг, герои которых доказывают: возраст — не помеха для жизненных открытий

«Как Coca-Cola завоевала мир. 101 успешный кейс от брендов с мировым именем», Джайлс Льюри

Эта книга вряд ли поможет открыть собственный бизнес, но наверняка развлечет и подарит вам несколько отличных историй, которыми вы блеснете при разговоре с друзьями. Джайлс Льюри не ставит перед собой задачу проанализировать успехи и неудачи мировых брендов, он лишь рассказывает о занятных случаях, когда то или иное решение компании оборачивалось для нее неожиданным выигрышем или провалом.

Например, вы узнаете о разработке логотипа Всемирного фонда дикой природы WWF (знаменитая панда появилась лишь для того, чтобы сэкономить средства на печати). Или о том, как журнал National Geographic стал активно использовать для иллюстрации текстов фотографии (первые снимки в журнале оказались потому, что нужно было заполнить 11-страничный пробел в кратчайшие сроки).

Большинство из представленных маркетинговых историй занимают всего одну-две страницы — идеальный вариант для «короткого» чтения.

-8