Продовольственную проблему в мире решают разными способами. Где-то идут по пути интенсификации сельского хозяйства, выжимая из каждой полезной площади максимум. Где-то применяя новейшие достижения химии, синтезируя как можно более безвредные гербициды и средства борьбы с вредителями. А иногда биохимия приходит на помощь в синтезе некоторых съедобных субстратов – самый, пожалуй, спорный метод (которым, тем не менее, всё чаще грешит Китай, с его огромным населением и со стремлением его как-то накормить).
В этих условиях всё больше начинают ценить сертифицированную фермерскую продукцию. Которая, кстати, всё больше растёт в цене. А фермерские хозяйства, в стремлении завоевать рынок и охватить сбытом своей продукции как можно большее количество людей, начинают поневоле хитрить, формируя круг «своих» потребителей своей продукции. Часто под лозунгом «чужие здесь не ходят!» Уходя, таким образом, от государственного чиновничества, с его стремлением всё регламентировать И, что называется, «под шумок» навесить на продукцию неизбежные акцизы – которые, конечно же, увеличивают издержки.
«У меня есть знакомый фермер…»
Такой фразой часто, с заговорщическим видом, делятся друг с другом горожане, рекомендуя ту или иную продукцию своим хорошо проверенным знакомым. Тем, кто, купив нелицензированный и невероятно вкусный продукт, не побежит в налоговую или акцизную службу с намерением проинформировать о нарушении. Знакомая ситуация? Нет? Ну, значит, вас ещё не достало поветрие ЗОЖ, то есть «здоровый образ жизни», адепты которого чуть ли не с масспектрографом исследуют качество продуктов питания, ища в них «крамолу» в виде эмульгаторов, консервирующих веществ и улучшителей вкуса под индексом «Е». К слову, сертифицированная продукция фермерских хозяйств, та, которая прошла всевозможные государственные проверки и к которой прилагается специальный знак в виде зелёного листика или ещё чего-нибудь, символизирующего экологическую чистоту, в магазинах стоит обычно в два, а то и в три раза дороже «обычной» еды.
Так что полголоса сообщаемый пароль «у меня есть знакомый фермер…» вполне может не только заме заменить сертификат соответствия и наклейку с перечнем тех ингредиентов, которые есть в покупаемом из-под полы продукте. И часто с устной информацией о том, чего ТОЧНО нет в предлагаемом товаре.
«Контрабандный товар! Берите, не пожалеете!»
Шутка, впрочем. Никакой контрабанды. Просто мы с мужем, проживая здесь, в Нидерландах и давно уже имея гражданство, имеем всё же зарубежные корни. Обоих родители вывезли в эту страну в не совсем ещё сознательном возрасте: мне было пятнадцать, ему – семнадцать. Естественно, там, откуда мы уехали, осталась куча родственников: у меня в России, у него в Польше. Польша ближе, к тому же член Евросоюза – поэтому продукцию крестьянских хозяйств для личного употребления и соответственно задекларированную при пересечении весьма условных границ можно провозить беспрепятственно. Чем мы и пользуемся время от времени. Примеры – и кровяные колбасы (которые здесь, в Нидерландах, среди наших знакомых воспринимаются как экзотика), и из обычной смеси фаршев… Но это только говорится так – «обычной смеси»! На самом деле кроме тщательно отмерянных пряностей с их непередаваемым букетом, и столь же строго отмеренных пропорций говядины, свинины и иногда конины, да ещё в оболочке из натурального «нутра», в этой колбаске ничего нет. Ни пресловутых эмульгаторов, ни консервантов, ни других «Е-шек». Правда, нас всегда предупреждают о неукоснительном следовании определённых условий хранения, но это и понятно: чем дольше такая вкуснятина будет храниться в холодильнике, тем употребление её будет безопасней. А испортиться, хранясь в тепле, может и сертифицированная колбаса с «Е-шками».
К слову, голландцы в этом отношении очень щепетильны, и редко кто из них отваживается продавать продукцию своих хозяйств без государственной сертификации. Ну, разве что очень проверенным знакомым или родне. Мы же в этот круг явно не входим.