«Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.» (Ин. 15: 5).
Почему добрые дела, сделанные без Бога, могут быть не полезны вам и людям, кому они сделаны и даже могут повредить? Добрые дела – это конечно хорошо. Но если они делаются без Бога, то они вообще могут быть неполезны человеку. Бывает, что человек делает добро, чтобы заслужить популярность, славу, чтобы его признали люди, то есть не во славу Божию, а в свою славу. Так, по пророчествам и антихрист будет вначале казаться людям добрым, будет будто бы стараться для всех, пообещает рай на земле, а печать, которую он предложит, (неизвестно что это будет, чип или ещё что-то) будет предложена им как бы под видом добра, чтобы облегчить жизнь человеку, создать комфортные условия, чтобы удобно было расплачиваться, к примеру, или ещё что-то. Например, если это какой-то чип, то приложил руку и всё – меньше движений. Царство антихриста предлагает внешний комфорт, удобство здесь на земле, рай на земле без Бога, но это невозможно. На самом деле под маской добра здесь скрывается зло – сатана. Как сказал Апостол Павел: «потому что сам сатана принимает вид Ангела света» (2-е Кор. 11: 14). Если Господь Иисус Христос пришёл во славу Бога Отца, то антихрист придёт во славу свою. «Я пришёл во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придёт во имя своё, его примете.» (Ин. 5: 43). Как известно из Священного Писания и пророчеств святых, весь этот комфорт, печать антихриста не принесёт пользы, но напротив, люди, принявшие печать, не смогут войти в Царство Небесное. «И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело своё или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем;» (Откр. 14: 9-10). А Число 666 – число человеческое, и связано с весом золота, которое приходило царю Соломону каждый год. «В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых» (3-я Царств 10: 14). Это стремление к обогащению, комфорту. Так, люди в слепоте принимают часто добро за зло. Также и все добрые дела для отдельного человека, если они делаются без Бога, приводят к гордости и могут быть во вред. Какие будут последствия этих добрых дел неизвестно, они могут обратиться во зло без Бога, потому что человек не может знать всего, что будет в будущем и не может предугадать. «И за сие пошлёт им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду.» (2-е Фес. 2: 11-12).
Как говорит преподобный Серафим Саровский: «Истинная цель жизни христианской состоит в стяжании Духа Святого». Но если делать добрые дела без Бога, то достигли ли мы цели, стяжали ли благодать? Примером, что не всегда человек может знать, что добро, а что нет, а Богу это виднее, внешнее добро перед людьми может быть со злыми намерениями, является пример, когда Иуда Искариот возмущался действиями Марии, которая помазала ноги Иисуса драгоценным миром. «За шесть дней до Пасхи пришёл Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мёртвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте её; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.» (Ин. 12: 1-8). Ещё одним примером является пример Марии и Марфы, что не всегда спасают добрые дела, и что добрые дела без смирения могут привести к гордости и осуждению других. И не всегда эти добрые дела угодны Богу. Одному человеку они нужны, другому нет, а Богу виднее, что нам нужно. «В продолжение пути их пришёл Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.» (Лк. 10: 38-42). Обе женщины были верующие и любили Господа, но любовь свою и веру проявляли по-разному. И Господь принимал любовь и Марии и Марфы. Человек может не всегда понимать, что есть добро. Вот ещё пример из Библии. Господь сказал царю Саулу, чтобы он истребил весь Амалик, включая женщин, детей и скот: «теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла.» (1-е Царств 15: 3). Но Саул не послушался Господа. «И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление — то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царём.» (1-е Царств 15: 22-23). Кто-то из людей скажет, что добро сделал Саул, на самом деле это противление воли Божией, непослушание – это в любом случае зло. Амалик представлял угрозу для Израиля, богоизбранного народа, в котором должен был воплотиться Христос, да и для других народов тоже они представляли угрозу и зло, нападая на них, грабя, убивая. Поэтому Господь хотел устранить это зло, уберечь Израиль от Амалика. В отличие от Саула, Царь Давид был послушен Господу, и делал то, что говорил Господь.
Вот пример из реальной современной жизни. Существуют различные некоммерческие организации, реализующие социальные проекты. Для них проводятся конкурсы – гранты, оценивают проекты люди, и кто знает чиста ли организация в своих намерениях, либо у неё есть какие-то корыстные цели. Довольно-таки большое внимание в этих конкурсах уделяется компьютеризации общества, например, обучению пенсионеров компьютерной грамотности. По-человеческому рассуждению, да, это добро; а так, нужен ли компьютер в этом возрасте пенсионеру? Ведь в таком возрасте нужно больше думать о душе. Главное, чтобы это не отвлекало от покаяния. Раньше пожилые люди, да и не только пожилые, как-то обходились без компьютера. Если же пожилой человек, обучившись компьютерной грамотности, благодаря этому, выиграет время, заказывая, например, продукты домой, у него освободится время на покаяние, то это хорошо, если он сможет в Интернете читать труды святых отцов, то да, это будет ему на пользу. А если он, напротив, будет просматривать пустую информацию в Интернете, и это будет его отвлекать от покаяния? Ведь многие пожилые люди таким образом стараются уйти от плохих мыслей о смерти, о здоровье, уходя в пустые увлечения. А пользы для души никакой. «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — все суета!» (Еккл. 1: 2). Так вот, это проследить невозможно.
Так вот, чтобы ваше доброе начинание было угодно Господу, имело пользу для вас и для тех, кому оно делается, нужно брать благословение у Господа, у Божией Матери, просить помощи Божией, помощи святых, Ангелов, своего Ангела-Хранителя, чтобы дело было богоугодно и шло хорошо. В Церкви можно даже заказать молебен о начале всякого доброго дела, или самостоятельно помолиться дома, попросить благословения у Господа, а можно и то и другое. Так, с Богом добрые дела во славу Божию могут послужить к пользе не только по конкретному делу, но и во спасение души вашей и тех людей, которым вы делаете добро, чтобы достигать цели христианской жизни – спасения души для жизни вечной. Но и необходимо помнить, что добрые дела неугодны Богу без смирения, и что спасают не дела, а Господь. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.» (Еф. 2: 8-10).
«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.» (Мф. 5: 16).