Найти тему
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ

Что должно быть сформировано у ребенка, для того, чтобы он мог овладеть навыком письма?

Вот приходит в школу ребенок, с полевым поведением (проще говоря, с отсутствием целенаправленной деятельности), без понимания обращенной речи, безречевой. Иногда, не владеющий навыками самообслуживания. Не понимающий инструкцию учителя, с рассеянным вниманием, гиперактивностью, с отсутствием игровой деятельности… Зачастую, родители, приводя ребенка в школу, желают чтобы он, конечно же, за первые год-два научился писать, читать и считать. Но если принять во внимание те навыки и умения, которыми владеет ребенок на данный момент, то становится понятно, что ни о каком письме и чтении речи пока быть не может.
Пока не будут сформированы предпосылки для развития этих учебных навыков. Длительность их формирования индивидуальна, и зависит от особенностей и возможностей конкретного ребенка.

Какие же это предпосылки?

Ребенок должен быть готов к восприятию и понимаю символов. Ведь буква – это символ. А для того, чтобы ребенок понимал символы, ему нужно пройти этап восприятия и понимания сначала натуральных предметов, а также оперирования этими предметами, затем изображений этих предметов. И только после изображений можно переходить к символьной наглядности. Перескочить через эти этапы сразу на символы, к сожалению, невозможно. Эти этапы отличаются степенью обобщения, отвлечения от конкретного предмета, и заменой его абстрактным символом. А обобщение – является одной из операций мышления, о которых я писала в предыдущих публикациях, а также предлагала игры для его развития. Следовательно, необходимо развивать все операции мышления, и в частности развивать у ребенка умение обобщать.

Последовательность букв, называемая словом – это шифр, определенная программа действий. Получается, что сам процесс письма - это перекодировка из устной речи, т.е. из услышанных звуков – в письменную речь, где каждому звуку соответствует конкретная буква. Для того, чтобы правильно написать слово – нужно его себе диктовать, т.е. сочетать восприятие, слух, речь и движение (как речевого аппарата, так и руки), а это - достаточно сложная программа действий. И эту программу нужно запомнить, а затем воспроизвести в строго определенной последовательности.

Чтобы правильно себе диктовать, у ребенка, во-первых, должна быть развита речь – он должен уметь говорить, а во-вторых – фонетико-фонематический слух, способность различать на слух речевые звуки. И в–третьих – правильная артикуляция и произношение звуков самим ребенком.

Ребенок должен уметь расчленять речевой поток, который он слышит, на предложения, слова, звуки, а также уметь выделять звуки, которые входят в состав слова. Для этого также необходимо уметь понимать чужую речь.

Также у ребенка должны быть:

- Развитая слухоречевая память – способность запоминать на слух и повторять услышанные слова, фразы, предложения.

- Сформированные пространственные представления – право-лево, верх-низ. О формировании пространственных представлений я уже писала ранее. Без этого ребенок не сможет усвоить строение буквы, и расположить её на строке.

- Для того, чтобы воспринимать образ буквы, её начертание (не зеркальное, а правильное), должно быть развито зрительное восприятие.

Ребенок должен владеть навыками самоконтроля – оценивать свои действия, уметь находить ошибку.

Я уже говорила о том, что процесс письма – это определённая программа действий, а значит, должно быть развито умение подчинять свои действия определенному правилу, умению соблюдать эти правила. Этот навык развивается у дошкольника только в сюжетно-ролевой игре, и в играх с правилами.
Значит, еще одной предпосылкой развития навыка письма, является
развитая сюжетно-ролевая игра и умение играть по правилам. В школе, как и в играх с правилами, нужно слушать и выполнять другие правила – требования учителя.

Процесс письма – это сложный двигательный акт, где каждое движение должно быть четко, продуманно, последовательно. Это касается как непосредственно написания букв и их элементов, так и последовательности этих букв. Значит, в процессе письма выполняется множество движений, которые идут в строгой последовательности, и это - серийная организация движений, и у ребенка она должна быть развита. Он должен уметь выполнять последовательность действий в определенном порядке.

Все эти умения не формируются мгновенно, они достигаются путем ежедневной, длительной, систематической коррекционной работы дефектолога, логопеда и психолога, а также обязательным включением родителей в этот процесс. И длительность этой работы может быть любой – она зависит от возможностей и особенностей ребенка. Только после формирования всех этих умений, возможно переходить к освоению процесса письма и чтения.
_________________________________

Уважаемые читатели, в Телеграме создан чат для объединения родителей и педагогов! Присоединяйтесь, чтобы:

- Задавать интересующие вопросы и получать на них ответы

- Получать полезную литературу, игры, ссылки, материалы для работы с ребенком

- Делиться ссылками, играми и методической литературой друг с другом, с теми, кому это действительно нужно

- Делиться опытом работы и интересными находками в обучении детей

- Получать помощь и поддержку от меня и других участников группы

Набирайте в Телеграме "Дефектолог Ася. Объединение родителей и педагогов", либо переходите по этой ссылке.

_______________________________

Если у Вас появились вопросы - задавайте, с удовольствием отвечу.

В случае, если Вы хотите задать более личный вопрос или узнать подробнее о литературе для особенных детей, пишите мне на почту: asya.defectologist@mail.ru