Если бы в те звенящие напряжением и интригой дни можно было строго и точно исполнять обычаи, предписываемые Законом, то пасхального агнца для Христа и апостолов следовало выбрать в предыдущее воскресенье (тогда еще называвшееся не так, а просто — первый день недели). Но со времен плена вавилонского в древних постановлениях о проведении Пасхи произошло много изменений.
При страшном стечении богомольцев в Иерусалиме просто не имелось никакой возможности всем заранее запастись жертвенными ягнятами и козлятами (да-да, их также приносили в дар Яхве древние иудеи!). Для своих бытовых надобностей Помазанник почти никогда не совершал чудес. Не сделал Он этого и сейчас. Выручил богатый тайный ученик.
Кто же это был? Некоторые библиеведы приписывают эту честь Никодиму. Его имя в переводе с греческого означает «побеждающий народ».
Он упоминается только в «Евангелии от Иоанна» как тайный ученик Христа, фарисей, член синедриона. Можно понять по косвенным признакам, что Никодим был очень богат. Ему приписывают авторство апокрифического «Евангелия от Никодима». Почитается православной церковью в лике праведных. Святой Дмитрий Ростовский включил его в список Семидесяти апостолов, также сообщает, что Никодим примкнул к первохристианской общине и был изгнан из Иудеи. После смерти был похоронен рабби Гамалиэлем рядом с первомучеником Стефаном. Его мощи были обретены в 415 году.
Иоанн Богослов в своем благовесте упоминает его трижды. В главе 7 рассказано о тайном визите этого фарисея к Иисусу, во время которого Спаситель просвещает его насчет рождения свыше. В 14-й главе Никодим выступает на собрании фарисеев, обсуждавшем возможность ареста Иисуса во время праздника Кущей, и пытается защитить Христа. В 19-й главе он включен в число участников погребения Распятого: «принес состав из смирны и алоя, литр около ста, чтобы умастить тело Иисуса» (Ин.19:39).
Сто литров благовоний, около сорока килограммов — баснословное богатство, достойное погребения царей. Мы знаем тому два примера. Так хоронили Ирода в 4 году до н.э. и Паппею, жену императора Нерона (погибшую от его руки) в начале 60-х годов.
В Иудее I века прикасаться к телу умершего было строжайше запрещено, делать это разрешалось только близким родственникам, сидевшим «шивех» — в трауре. Так что если Никодим хоронил Иисуса и касался Его, то он принадлежал к Святому Семейству (в него, вопреки распространенному мнению, входили не только Иосиф Обручник и Богоматерь, но и многие другие — о чем позже). Однако об этом нигде не сказано, ни в каноне, ни в преданиях.
А вот другой тайный богатый ученик Иешуа Га Ноцри (так звучало на арамейском имя Иисуса из Назарета) был родственником Мессии! Потому что он точно прикасался к мертвому Спасителю, так как обмотал его «пеленами», получившими название Плащаница. Кроме того, в апокрифическом труде «Учение двенадцати апостолов» он назван дядей воскресшего Лазаря и его сестер Марии и Марфы, с первой из которых Иисуса связывали особые отношения, о чем я расскажу в дальнейших выпусках.
Звали его Иосиф Аримафейский. Согласно всем четырем Евангелиям — богач, член синедриона, урожененец города Аримафеи или Рамафы (Рамы), входил в состав Семидесяти апостолов. Именно он просил у Пилата тело казнённого Мешиаха и, получив разрешение снять Его с креста, похоронил в вырубленной в скале гробнице, принадлежавшей ему самому. Вместе с Никодимом Иосиф обвил тело плащаницей.
Христиане считают, что погребением в гробнице Иосифа Аримафейского было исполнено мессианское пророчество Исаии: «Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребён у богатого» (Ис. 53:9).
В апокрифических текстах — «Евангелии Петра», «Деяниях Пилата» и других — содержатся дополнительные сведения об Иосифе. Так, например, «Евангелие Петра» сообщает, что он был личным другом Понтия Пилата. Иосиф причислен к лику святых. Память его в католической церкви — 17 марта и 31 августа, в православной — 31 июля и в Неделю жён-мироносиц (3-ю по Пасхе).
История Иосифа получила большое распространение в Средневековье благодаря преданию о Святом Граале — чаше, в которую он собрал кровь Христа. Еще по одной легенде, Иосиф передал копьё Лонгина (которым этот римский центурион проткнул тело мертвого Иисуса) некой легендарной личности, оставшейся в западноевропейской литературе под прозвищем «Король-Рыбак». Иосиф стал и хранителем Святого Грааля. Именно ему, помимо гробницы, принадлежали Гефсиманский сад с маслобойней и дом Тайной Вечери.
Впрочем, подробнее об этой замечательной личности я расскажу в следующих выпусках.
Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.
Юрий Пульвер
P.S. Можете задавать вопросы.
Продолжение следует
Предыдущие выпуски можно прочитать здесь.