Как показывает практика, абсурдных ситуаций избежать нереально. Нет никаких объяснений тому, как могла директор школы оказаться ярой сталинисткой. Но оказалась же. Чудовищные по своей глупости и отсталости взгляды стали причиной увольнения молодого преподавателя литературы.
Кто такой Хармс?
Русский писатель, поэт, драматург, основатель известного литературного объединения ОБЭРИУ. Был арестован в августе 1941 года, репрессирован и умер в тюремной больнице в 1942 году. Реабилитирован летом 1960 года.
Уволена за Хармса в 2022 году
Серафиме Сапрыкиной выдвинули ультиматум: или она пишет заявление по собственному желанию, или ее увольняют по статье «Утрата доверия». За то, что читала детям произведения репрессированного поэта, которого директор назвала врагом народа. От этой формулировки пахнет далеко не нафталином. От нее веет тюремной сыростью и страхом, который за столько лет не выветрился из человеческих душ.
Учитель уволилась по собственному желанию. История не закончена, возможно, будет суд. Но директору 80 лет, а человек, который любит Хармса, вряд ли будет преследовать пожилого функционера с такой кашей в голове.
Блоги, фото, комментарии, лайки в соцсетях могут стать причиной для увольнения
Недавно работы лишились стюардесса «Аэрофлота» — за критику самолетов «Суперджет», сотрудник КамАЗа — за публикацию своего зарплатного листа, а учительница из Петербурга — за твиты про пиво и секс.
Когда увольнение оправдано
Когда вы подписывали договор, в пунктах которого шла речь о том, что вам запрещается публиковать сведения о компании в социальных сетях. Отдельно должен быть упомянут запрет на общение с прессой и публикации, касающиеся любой информации о предприятии.
Помимо договора мог быть выпущен локальный нормативный акт. Но сотрудник должен был быть ознакомлен с таким актом доказательно — оставив свою подпись со словами «прочитал, ознакомлен, согласен».
Здесь тоже будут свои правила: первое нарушение не может вызвать увольнение как следствие. Только повторное нарушение станет поводом для дисциплинарной ответственности и расторжения договора.
Когда дисциплинарной ответственности быть не должно
Если глава предприятия считает, что сотрудник нанес ущерб деловой репутации компании, он должен это доказать. И тут возникает целое поле для работы экспертов-филологов, потому что модальность у сообщений может быть самая разная. Например, за мнение не судят. Если автор поста или статьи выражает мнение, руководство поделать с этим по закону не может ничего. Другое дело, если речь идет о фактах. Не соответствующими действительности можно признать только утверждения о фактах или событиях, не имевших места в реальности (пункт 7 постановления Пленума ВС № 3).
Кейс продавщицы из сети DNS
Работница DNS продала своей подруге стиральную машину. В свободное от работы время сама же ее и установила. Дружба — это святое, но вот начальство так не посчитало. Владелец компании Дмитрий Алексеев уволил продавщицу.
Судя по всему, условия увольнения не были травмирующими: в сети появилась информация о том, что руководитель компании помог бывшей работнице открыть собственный бизнес по установке бытовой техники. Если бы не это обстоятельство, грамотному адвокату хватило бы изучения документов, на которых стояла подпись уволенной. Если работа мимо кассы в подобных случаях оговаривалась отдельным пунктом или локальным постановлением под роспись, проблем у руководства бы не возникло. Но если речь шла, как обтекаемо выражается господин Алексеев, о том, что «все в компании об этом знали», то у событий мог быть совсем другой поворот.
Можно ли уволить из отпуска?
Работница не явилась на рабочее место, а руководство проследило за ней в соцсетях. Оказалось, что она отдыхает на ГОА. Уволили мгновенно, а потом еще и объяснительную потребовали.
Суд восстановил ее на работе, потому что при всех основаниях для увольнения начальство нарушило последовательность действий. Сначала надо было требовать объяснений, а потом уже увольнять.
Dura lex sed lex — закон суров, но это закон. Если вас хотят уволить за что-то, что вы не считаете проступком, приходите, разберемся. Обычно просят уйти по собственному желанию, если вы, конечно, не танцевали неглиже, прикрываясь новыми макетами, и потом выложили это в сторис или в аккаунте. Но перед тем как подписать документы, послушайте, что скажет адвокат по трудовому праву. Возможно, ваша интуиция вас не обманывает, а руководство превышает свои полномочия.