Ретро-автомобили, винил и прыжки с парашютом
Иррациональными называют траты, которые искренне радуют, но не приносят реальной пользы. Совершать такие покупки — нормально, без этого мотивации зарабатывать деньги не будет. В этом материале собраны шесть историй людей, которые не боятся иррациональных трат.
История №1: Harley-Davidson Electra Glide
С детства увлекаюсь мотоциклами — еще с тех пор, как мой брат принес два мешка запчастей, из которых мы собрали Cezet-350. В этом году у меня начался уже 21-й мотосезон.
В личном мотопарке у меня где-то 5–6 собственных мотоциклов. Самая значимая модель — Harley-Davidson Electra Glide 2017 года. Мне привезли его из США, и покупка обошлась в 1 200 000 рублей. Я его доработал, и сегодня модель в таком состоянии стоит от 1,5 до 1,8 миллиона рублей. Но продавать я его не собираюсь. У меня на этом мотоцикле есть музыка, кофры, багажник. Летом вместо машины спокойно езжу по делам и кайфую. На этом мотике я путешествовал в Крым и Прагу.
Григорий Марков, основатель мотосервиса, проката, мотошколы BKE
Еще у меня есть трюковые и спортивные мотоциклы Harley-Davidson и Kawasaki, а также квадроцикл. Стоимость каждого — где-то в районе 500 000–600 000 рублей. Иногда я покупаю мотики просто покататься на один сезон.
Я не ставлю себе лимиты для таких покупок, поэтому мне сложно сказать, какой процент бюджета на них уходит. Кроме мотоциклов, еще есть экипировка, защита и обслуживание. Но на себя любимого не жалко.
Все это приносит удовольствие, и лучше мотоциклов для меня ничего нет. Мы живем один раз, и зачем отказывать себе в удовольствии — сегодня ты не купил это, а завтра умер. И кому стало лучше?
История №2: прашютный спорт
Артем Туровец, директор онлайн-бухгалтерии «Небо»
С 2007 по 2009 год я занимался парашютным спортом. Помню, что сначала долго собирался и не мог накопить на обучающий курс, который длится неделю. Тогда это стоило 45 000 рублей, сейчас, думаю, в районе 100 000 рублей.
Конечно, были сомнения, насколько разумно тратить на это деньги. Но только до первого прыжка. Классно смотреть прыжки на видео, а самому еще круче. Это как разница между порно и настоящим сексом.
После этого у меня было около 400 прыжков, я мог чуть ли не каждую неделю ездить прыгать. Кроме самих прыжков много денег уходит на снаряжение, в те времена — около 120 000 рублей, сейчас еще больше.
Потом мне пришлось завязать с этим, так как появилась семья. Но я прекратил заниматься не из-за денег, а из-за нехватки времени. Когда был один ребенок, то я мог тратить на прыжки 50–60% бюджета — только жене не говорите. Сейчас у меня трое детей и просто нет времени прыгать, да и для бюджета стало накладно.
Но выделять деньги на впечатления обязательно нужно. Без этого можно просто загнуться. Да и зачем тогда зарабатывать?
История №3: поддерживал народных производителей будучи нетрезвым
Андрей Подшибякин, креативный директор Xsolla
Отдельный страшный удар по бюджетному планированию наносит так называемый «синий шопинг», когда пьяный покупатель охотнее и быстрее расстается с деньгами. Это пагубное явление испытано мной на собственном кошельке.
Пятничным вечером я читал публикацию о латиноамериканских народных промыслах, где была упомянута марка одежды, производимой вручную бедными мексиканскими бабушками. Бабушек стало ужасно жалко, я нашел онлайн-магазин этой марки, выхватил кредитную карту, все завертелось, и теперь у меня есть два достаточно уродских браслета из конского волоса ручной работы.
История №4: мерч, винил и книги
Сергей Шиляев, бас-гитарист группы «Аффинаж»
Мне не особо свойственны иррациональные покупки, предпочитаю вести счет деньгам. Но я спокойно иду на шопинг и трачу без каких-либо сожалений, если приезжаю из успешного тура — когда заработок позволяет. В основном такие покупки — это мерч, винил и книги.
Когда иду на концерт, то знаю, что нужно обязательно взять с собой наличку на покупку мерча выступающих. Эти траты могут быть в два раза больше, чем стоимость билета, но таков мой личный способ поддержать артистов.
Если ищу определенный винил, то стараюсь найти самое лучшее соотношение цены и сохранности. Но я все-таки коллекционер, и у меня есть дорогие издания, на которые я готов был потратиться, независимо от их стоимости. В моей коллекции есть боксы по 10 000 рублей, которые я даже не открывал. Но они стоят на полке, радуют меня, и я могу похвастаться ими перед такими же маньяками.
Книги стараюсь брать впрок, так как сегодня та литература, которая меня интересует, выходит в основном небольшими тиражами. Если не купить книгу сразу после ее выхода, потом придется покупать ее гораздо дороже на аукционах уже в статусе «библиографическая редкость». Например, книгу Джо Бойда «Белые велосипеды» я смог выкупить только у переводчика, но зато с автографом.
История №5: миллионы на музыку
Александр Мясников, сооснователь магазина «Ячей», бас-гитарист группы Turbo Lax
Вместе с братом мы увлеклись музыкой еще в конце 90-х: играли хардкор и панк-рок. В сумме за все годы вложили в это несколько миллионов рублей.
Поначалу мы просто репетировали, потом записывали альбомы. То, что не могли записать у себя, доделывали в других профессиональных студиях. На это у меня ушло где-то 5000 долларов по нынешним деньгам.
Потом решили махнуть в тур по России. Остальным музыкантам пришлось бросить работу, а я всячески помогал им деньгам безвозмездно, по-дружески. Этот тур практически не отбился, да и я потратил из своего кошелька где-то 1000 долларов.
Конечно же, музыкой мы ничего не зарабатывали, и люди со стороны над нами смеялись. В итоге мы устали сами от себя и бросили.
У нас с братом сейчас на двоих есть разное гитарное оборудование на 12 500 долларов и ударная установка с железом на сумму 15 000 долларов. Да, мы реально одержимы, но это все ждет своего часа!
Я ни капельки не жалею, что ничего не заработал за эти 20 лет, что посвятил музыке. Взамен я получил море эмоций, адреналина, творчества, настоящей дружбы — это и есть настоящий кайф. Музыка дает неповторимое удовольствие, и все это было не зря.
История №6: Volkswagen Transporter T3 1986 года
Денис Гомес, дизайн-лид в Mission: Luna
У меня есть старый фургон Volkswagen Transporter T3 1986 года выпуска. Для меня это автомобиль-душа. Воплощение классических форм немецкого автопрома 70–80-х в формате минивэна.
Купить эту машину решил еще в 2015 году, потому что загорелся идеей путешествовать с компанией друзей. Для этого я отучился в автошколе, но так и не сдал экзамены в ГИБДД и вновь ушел с головой в рутину, отложив мысли о правах и тачке. За это время успел сменить город и место работы и вернулся к идее получения прав уже в 2021 году.
Я спокойно учился на права, брал уроки с инструктором, но мысль про эту модель на тот момент уже выветрилась. И как-то между делом мне попалось объявление о продаже T3 в неплохой комплектации и хорошем состоянии: с новым мотором, подвеской и кучей прочих комплектующих. Цена вопроса — 400 000 рублей.
Думал полдня. Потом связался с другом из Курска, у которого есть свое авто похожей модели, но более позднего поколения. Я спросил его, сможет ли он приехать завтра, — он согласился, взял ночной билет на поезд и днем уже был в Москве.
Я ничего не понимаю в автомобилях. Мой друг совсем не разбирается, как это все покупать. Таким тандемом мы поехали на встречу с продавцом. В итоге оказалось, что нужно будет заменить коробку передач и восстановить салон. Цену нам снизили, и сделка состоялась.
Теперь машина стоит в гараже, ждет ремонта и оформления. Думаю, что в сумме потрачу на авто примерно 1 000 000 рублей, с учетом покупки. Но я ни о чем не жалею, эмоции от этого — только самые положительные