Исторические детективы - жанр очень сложный, автору нужно не только придумать детективную интригу, но и достоверно поместить ее в другое время, продумать как вели бы себя герои. Если автор справляется - это уже не просто книга на вечер, но и история целой страны. Последним моим приобретением стала книга "Зов ночной птицы" Роберта Маккаммона. Первая в серии о Мэтью Корбетте. Не новинка, но изданная у нас так давно, что многие читатели с ней, как и я, не могли познакомиться, пока в прошлом году не вышло переиздание.
Представьте себе Эраста Петровича Фандорина, но в веке восемнадцатом и в Америке, среди болот и топей Южной Каролины. Первые переселенцы только освоились и начали строить города. И вот появляется молодой человек... У него тот же пытливый ум, который не успокоится, пока не найдет решение, что и у молодого Эраста Петровича. Рядом с ним тот же старый наставник, у которого Мэтью работает клерком.
Сюжет
Итак, Мэтью клерк у магистрата Вудворта, с которым они приезжают в небольшой городок судить ведьму. Улики неопровержимы, женщина с помощью колдовства убила мужа и священника, а после начала изводить жителей города. Фаунт-Роял приходит в упадок, люди боятся ведьмы и бегут из города, а то и умирают. Градоначальник Бидвелл только и ждет чтобы ведьму приговорили к сожжению. Но хочет, чтобы все было по закону. Для этого он попросил прислать к нему судью, который сможет вынести смертный приговор. К несчастью, первый судья так и не доехал, сгинул где-то по дороге. Целый месяц медленно погибающий город ждал нового судью, и наконец-то дождался.
По дороге в Фаунт-Роял с Мэтью и Вудвортом приключается несчастье, Вудворт серьезно заболевает, но это не мешает ему вести процесс. Айзек Вудворт человек слова, ничто не может заставить его свернуть с пути закона. Он выслушает трех свидетелей, которые видели злодеяния ведьмы, посмотрит улики против нее, а после примет решение. Даже не смотря на напор градоначальника, в доме которого он остановился, Вудворт не принимает решения, пока все явные улики не были учтены. А еще у магистрата, как и у всех в этом городе, есть тайна, которая мучает его каждую ночь.
Мэтью же - авантюрист. Самое главное для него докопаться до истины, он не готов списать не состыковки на происки Сатаны. Зато Корбетт готов рискнуть своей жизнью и карьерой, лишь бы добиться правды. Возможно, на это повлияло его детство в приюте, где единственной его защитой были знания. А может быть - это природный дар. Ведя одно расследование, но разными путями уже через три дня пребывания в городе магистрат и его подчиненный приходят к своим выводам.
Впечатления
Книга написана очень живым языком, за что отдаю должное не только автору, но и переводчику. Много описаний природы и местности, нравов и быта конца 17 века. Четких, живых, интересных.
Но, много и грязи. Некоторые сцены не несут для сюжета большой пользы, и уж точно без них книга была бы лучше. Например, тайна кузнеца Хейзертона, который что-то прячет в своем сарае. Что прячет и почему, конечно, мне было интересно, как и Мэтью, проникшему без спроса в чужой сарай. Но, лучше бы я такого вообще никогда не читала.
Первая часть убедила даже такого скептика как я, в мистичности этой истории. Свидетели, тайные ритуалы, поведение обвиняемой, которая раздирает библию на глазах у магистрата, даже сны Мэтью - все говорит о том, что приговор может быть вынесен только обвинительный.
Зато вторая часть - огонь, настоящий детектив. В ней Мэтью, который до этого все больше бродил в потемках и слушал, начинает действовать. Быстро, четко, и с невероятным чутьем. Чтобы выяснить полную картину я не спала всю ночь, настолько захватила меня эта книга. Именно вторая часть напомнила мне молодого Эраста Петровича, который тоже не мог остановить ни свой ум, ни свое любопытство.
По праву это лучшая книга, прочитанная мной в феврале.
А какую книгу вы бы выбрали лучше в этом месяце из прочитанных вами? Давайте обсудим.