Общеизвестный факт: детям с ОВЗ полезно регулярно двигаться. Это положительно воздействует на скорость реакции и выносливость, позволяя поверить в себя и собственные силы. Спорт готовит ребят к жизни и дисциплинирует. Они учатся взаимодействовать с окружающими, расширяя тем самым кругозор и привычные рамки.
Спорт для детей с ОВЗ
Физкультура для лиц с ОВЗ, бесспорно, является ключом к оздоровлению и социализации. Что следует учесть перед тем, как сделать первый шаг?
Первым делом следует обратиться к лечащему врачу, чтобы получить необходимую профессиональную консультацию. Его заключение будет основано на индивидуальных особенностях ребёнка и его медицинских анализах. Так вы сможете быть уверены в том, что выбранная секция безопасна и принесет только пользу.
Не менее важно уделить внимание интересам и стремлениям ребенка, чтобы избежать истерик и стрессов. Занятия должны приносить облегчение и чувство комфорта, чтобы максимально раскрепостить ребёнка и адаптировать к обычной жизни.
Постарайтесь не только познакомиться с тренером, но и определить, подходит ли его методика именно в вашем случае. Для этого можно посетить несколько тренировок, со стороны наблюдая за реакциями и поведением ребёнка.
Потерянное или отсутствующее желание заниматься спортом может объясняться несколькими причинами, и их непременно нужно выявить как можно скорее. Поначалу дети бывают не расположены к движению, потому что им больно или некомфортно. Это решается доверительными мягкими беседами, совмещением подвижности с отдыхом и постепенной привычкой. Не стоит сразу требовать весомых результатов или побед — это чревато усталостью и угасанием интереса.
Стремитесь поощрять детей за успехи, например, за пойманный в игре мяч, пробежку на более длительную дистанцию. Напоминайте, что любые их достижения — это радость для всех вас, а физическая культура очень важна для здоровья.
Плавание
Его по праву считают одним из наиболее весомых средств физкультуры. Тренировки для детей с ОВЗ прекрасно влияют на позвоночник и осанку, позволяя телу быть более органичным. Занятия в бассейне укрепляют органы дыхания и сердечно-сосудистую систему, постепенно позволяя привыкнуть и адаптироваться к воздействию холода и тепла.
Обучение детей с ограниченными возможностями направлены на улучшение коммуникативной функции. В бассейне под присмотром инструкторов они учатся в небольших группах, знакомятся друг с другом и поддерживают. Здесь акцент ставят не только на плавание, но и на подводный массаж, а также лечебные упражнения. Подобного рода гимнастика также способствует улучшению самочувствия, а это — наиболее важный аспект для каждого ребёнка.
Нервная система и импульсы под воздействием воды функционируют в десятки раз эффективнее, повышают активность биотоков.
Легкая атлетика
Этот вид спорта рекомендован тем, кто стремится увеличить выносливость и оказать влияние на те или иные группы мышц. Можно выделить несколько разных групп подготовки.
- Занятия для людей с повреждениями позвоночника, которые передвигаются на инвалидной коляске. Сюда входит обширный список тренировок: состязания на колясках на расстояние от 60 до 1500 м; слалом; метание диска, копья и булавы.
- Лицам с последствиями ДЦП по разрешению врача можно испытать свои силы в прыжках в длину, толкание ядра, метании мяча в цель (или на дальность), эстафеты, бег.
- Дети с врожденными дефектами и недоразвитием конечностей, а также перенесшие ампутацию. Им доступен бег по пересеченной местности (дистанция зависит от общего физического состояния, у женщин лимит 300 м, у мужчин — 1000 м).
Специалисты советуют обратить внимание на это направление детям с нарушениями интеллекта. Активные пробежки, прогулки, упражнения и пятиборье отлично справляются с зажимами и отвлекают от повседневности.
Легкоатлетические спортивные секции с ОВЗ позволяют людям с нарушениями слуха и зрения участвовать в забегах, марафонах и эстафетах. В истории СССР и России множество примеров спортсменов с особенностями, которые сумели завоевать призовые места на Паралимпийских и Специальных Олимпийских играх.
Настольный теннис
Этот спорт уместен для людей любого пола, возраста и физической формы. Он превосходно влияет на внимательность, скорость реакции и принимаемых решений, благотворно сказывается на координации движений. Если дети способны спокойно выполнять монотонные движения на протяжении долгого времени, то такие упражнения — для них.
Нередко занятия настольным теннисом становятся началом пути к более сложным секциям и видам спорта — в частности, к боксу, где также необходимо молниеносно реагировать на происходящее и на месте определяться с тактикой.
Тренировки для детей с ОВЗ подразумевают сочетание командных игр и индивидуальных встреч с тренером. Программы, разработанные экспертами в области медицины и нарушений здоровья, предусматривают адаптивные подходы к воспитанию. Физическая активность является неотъемлемой частью образования. К её помощи всё чаще прибегают в лечебных и коррекционных учреждениях, а также в школах и специализированных интернатах.
Бочче
Эта спортивная игра как нельзя лучше подходит для инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Она стала родоначальницей боулинга, ледового кёрлинга и ряда других активных упражнений. Условия просты:: необходимо бросить довольно увесистый шар ближе к шарам оппонентов или определённому предмету на поле. Играть можно как на улице, так и в закрытом помещении, например, спортивном зале.
В настоящее время в нашей стране и во всём мире практикуют коррекционную образовательную программу с одноимённым названием для адаптации лиц с ОВЗ и инвалидностью. Она направлена на каждого ребёнка, учитывая все его особенности и предпочтения. Занятия усиливают важные черты характера:
- настойчивость
- смелость
- коллективный дух
- решительность
Лыжи
Это довольно умиротворяющий вид спорта, который активно способствует всестороннему развитию и укреплению организма. В сочетании со свежим воздухом упражнения приносят желаемый результат: повышают иммунитет, оказывают положительное воздействие на сердце и органы дыхания.
Дети становятся спокойными, сдержанными и сильными. Походы на длительные расстояния могут привести в восторг людей с расстройствами аутистического спектра или другими ментальными особенностями.
Стоит заметить, что начинается эта программа с предварительного этапа подготовки. Во время отсутствия необходимых условий для проведения тренировок (то есть, в осенние месяцы), особое внимание уделяется смежным занятиям. Они необходимы для:
- Развития вестибулярного аппарата (наклоны туловища, повороты, бег с подниманием ног, ходьба по гимнастической скамейке);
- Играм на координацию движения;
- Упражнениям для укрепления свода стопы.
Адаптивный скалодром в центре Небо
Скалолазание очень помогает детям с ОВЗ. С его помощью развивается мелкая моторика, ловкость, гибкость, быстрота и выносливость.
Авторская методика «Школы героев» основана на выполнении упражнений на скалодроме, которые направлены на создание фундамента здорового развития ребенка
Вопреки мифам скалолазание вовсе не опасно, ведь все подъемы наверх выполняются со страховкой. Скалолазание на наших занятиях – далеко не единственный вариант этого спорта. Рассказываем об основных видах.
ВИДЫ СКАЛОЛАЗАНИЯ:
- Лазание на трудность
Его еще называют «Лазание на сложность». Рельеф не принципиален: искусственный или естественный. Обычно маршруты славятся своей длиной, а спортсмены – выносливостью. Во время соревнований используют нижнюю страховку.
- Лазание на скорость
Грубо говоря, спринт по стене. Обычна трасса для такого вида невысокая и известная спортсменам. Главное, что важно для них – сила и скорость. Выносливостью можно пренебречь :)
- Боулдеринг
В народе «Болдер». Маршрут короткий, но очень трудный за счет того, что стена может находиться под наклоном и иметь значительные выступы. Чтобы так лазить, спортсмены должны иметь немалую силу и координацию. При таком виде скалолазания не используется страховка, а только маты на земле.
Благодаря таким занятиям дети приобщаются к социуму, учатся терпению, выдержке, проявляют силу воли и дисциплину. Вместе с этим, они взаимодействуют с другими ребятами, обмениваются опытом, делятся мнением, постепенно осваивая привычные навыки коммуникации.
Обязательно объясните ребёнку, что физические нагрузки — часть образовательного процесса, а не соревнование. Ему не нужно сразу ждать грандиозных достижений. Гораздо важнее сами упражнения, их позитивное влияние на его психологическое состояние и коммуникацию с людьми.
Впервые подняться на скалодром можно у нас!
С программой "Адаптивный скалодром" Вы можете подробнее ознакомиться на сайте, а также получить бесплатную консультацию от наших специалистов