Законопроект изначально писавшийся за закрытыми дверями, сразу после его опубликования на сайте Государственной Думы привлек внимание достаточно широкого перечня общественных организаций в сфере местного самоуправления.
Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления, Советы муниципальных образований в субъектах Российской Федерации.
Эти и другие организации, а также отдельные органы государственной власти и местного самоуправления активно подключились к обсуждению концептуальной реформы, которая должна предопределить развитие местного самоуправления на долгие годы вперед.
И громкие слова одного из инициаторов законопроекта - депутата Государственной Думы Павла Владимировича Крашенинникова, о том, что реформа местного самоуправления вытекает из Конституции РФ, не смогли смутить интересующихся.
На многочисленных экспертных площадках среди защитников законопроекта были чиновничьи люди, далекие от непосредственно самоуправления и особенно проблем сельских территорий.
В рамках нового законопроекта одним из ключевых моментов - столпов реформы является "оптимизация и объединение" муниципалитетов сельских поселений и малых городов в крупные монструозные муниципальные округа.
А вместо главы муниципалитета, обладающего властью и полномочиями, на сельских территориях и в малых городах будут сидеть его наместники.
Хотя это и не главная проблема данной реформы, ведь за стремлением упростить и сократить количество муниципальных образований, нет никаких реальных положительных результатах в других сферах.
Напротив, снижается уровень взаимодействия населения и органов власти местного самоуправления - они становятся дальше.
Не решаются системные проблемы местного самоуправления.
Денег у муниципалитетов больше не станет - представители Минфина сказали, что в этом нет смысла, ведь куда лучше, чтобы существовало ручное распределение из бюджета Национальных проектов.
Количество полномочий не сократиться, они все также будут закрепляться через другие федеральные законы и без какого-либо анализа того, сколько денежных, материальных и кадровых ресурсов нужно на их реализацию.
Не будет по сути решена проблема с перераспределением полномочий между уровнями публичной власти - ликвидация сельсоветов и городских поселений во многом обосновывается через "запутанность полномочий" и то, что житель не понимает куда идти.
Но в новой концепции тем же самым "жонглированием полномочий" теперь будут заниматься просто уровнем повыше - в субъекте Федерации.
А уж если к полномочиям еще и деньги будут давать, так субъекты Федерации вообще все возможные полномочия у муниципалитетов на свой уровень утащат.
Кроме того, текст законопроекта оказался настолько сырым, что к нему есть претензии даже со стороны чиновников от госвласти, хотя они и не афишируют это на общественных площадках.
В итоге так же тихо как с законом о публичной власти в субъектах Федерации не получилось. Новый закон о местном самоуправлении встретил жесткую критику и будет отложен для дополнительного обсуждения и проработки.
С изначально установленного срока в 23.02.2022 для представления поправок и заседания Госдумы во втором чтении 15 марта, теперь срок откладывает до конца мая для представления поправок и не раньше середины июня заседание Госдумы.
Возможно виной тому и не самая подготовленная презентация законопроекта со стороны его инициаторов, а также отказ от публичной предпроектной подготовки такой серьёзной реформы.
Что думаете? На благо нам пойдут эти несколько дополнительных месяцев обсуждения и доработки реформы?