Пока большинство театров и концертных залов осторожно выставляют афишу марта, Санкт-Петербургская Филармония планирует концерты на май.
Моё внимание привлекли произведения и исполнители, заявленные в афише 5 мая 2022.
Надо сказать, что Второй концерт Рахманинова я слушаю почти всегда, когда он появляется в афише Филармонии с того времени, как в детстве я посмотрела фильм «Весна на Заречной улице», где эта музыка звучала наряду с замечательной песней Бориса Мокроусова.
А тут ещё и солировать будет Мирослав Култышев - харизматичный и экспрессивный представитель петербургской пианистической школы.
А вот второе произведение меня несколько озадачило.
Не то чтобы я совсем, уж, не знаю ничего про минимализм —
я с интересом посмотрела ( именно посмотрела — очень красивая постановка) в трансляции из «Метрополитен опера» оперу Филиппа Гласса «Эхнатон» и слушала ненавязчивую музыку Антона Батагова в спектакле «Волнение» в БДТ.
Да и Адамса я слышала в опере «Никсон в Китае», написанной в 1987 году и
вдохновлённой хроникой визита президента Никсона, его жены, Генри Киссинджера и других представителей американской администрации в коммунистический Китай в феврале 1972 года.
В начале пандемии посмотрела часть спектакля "Метрополитен-опера", записанного в 2011-м и поставленного автором идеи, Питером Селларсом. Дирижировал, кстати, автор —живой классик.
В интернете я выяснила, что во-первых: в «Учении о гармонии» Джон Кулидж Адамс связал ясность минимализма с классическими формами и создал идеальный манифест оркестровой мелодичной музыки ;
Во-вторых: произведение отсылает к «Harmonielehre» — трактату о тональной гармонии, написанному Арнольдом Шёнбергом. Таким образом, Джон Адамс дискутирует с Арнольдом Шёнбергом о месте гармонии в современном музыкальном мире;
и в-третьих: основой музыки послужили сны композитора и фрагменты музыки того же Шёнберга, а также Вагнера и Малера.
Не скажу, что мне эта информация помогла решиться купить билеты на концерт, хотя и Вагнер, и Малер мне интересны, но вот Шёнберг…Совсем недавно видела в Мариинском театре балет на музыку из его вокального цикла «Лунный Пьеро». В общем, не понимаю я атональной музыки.
Но к счастью 14 февраля Филармония провела прямую трансляцию с Валентином Урюпиным — человеком, который является лауреатом международных конкурсов и как кларнетист и как дирижёр. В течение пяти лет Валентин был ассистентом Теодора Курентзиса и солистом возглавляемого им оркестра MusicAeterna.
Я узнала, что в Ленинграде «Учения» уже играли в1988 году, их должны были повторить к 100-летию филармонии и 75-летнему юбилею Джона Адамса 15 февраля 2022, но из-за пандемии не удалось собрать полный состав оркестра.
Для молодого дирижера
это будет первое исполнение произведения Джона Адамса.
Валентин призвал слушателей не бояться музыки Адамса, так как: «он вырывается за пределы минимализма и пишет большую, трогательную и увлекательную музыку».
Звучит обнадеживающе — надо идти.