Разумеется, сегодня речь пойдет не о «кукурузниках» или «сессне», а о военных вертолётах потерпевших крушения в Афганистане и самолётах времен второй мировой.
Многие скорее всего припомнят некоторые кинофильмы, легенды и байки относящиеся к сбитым летательным аппаратам. Такие кадры транслировались в таких фильмах, как "Неуловимые мстители", где из винтовки сбивают белогвардейский самолет, то сам Василий Теркин сбивает фашистские самолеты, пользуясь трехлинейкой и др.. с другой стороны, можно отдать должное режиссерам, так как они откровенно не врут, показывая возможности рядовой винтовки.
Только за период ВОВ было немало случаев, когда вражеские самолёты на подлёте к городам и позициям были сбиты обычными снайперами.
Многочисленные налеты немецких штурмовиков и бомбардировщиков чаще всего были внезапными. К сожаление советская истребительная авиация не всегда могла отражать такие атаки. К тому же штатная зенитная артиллерия, не могла защитить все без исключения советские позиции.
Варианта было всего два:
1. Бежать в укрытие и ждать подмогу⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀ 2. Стрелять из того что было под рукой. Чаще всего солдаты выбирали именно второй вариант.
Один такой случай произошел в марте 1942 года на Ленинградском фронте. Фашистские самолеты бомбили позиции советских войск. Легендарный майор Субботин сумел быстро сориентироваться, взял обычную снайперскую винтовку, что бы подбить один такой бомбардировщик. Зарядил винтовку бронебойно-зажигательными патронами.
Эксперты утверждают, что шансы сбить патронам такую цель, достаточно высоки, однако попасть в быструю цель было не просто, однако снайпер сумел с высокой точностью попасть в пролетающий бомбардировщик. В тот момент Немецкий бомбардировщик постепенно снижался, после чего и получил выстрел.
Машина дрогнула и камнем вниз началась снижаться, не справившись с управлением, самолёт разбился. Он позже будет обнаружен в пару км от линии фронта.
Данные события были через день описаны в газете “Красная звезда”.
Пару днями ранее под Ленинградом, случился такой же идентичный случай. Правда в этот раз советские солдаты использовали крупнокалиберные (Противотанковые орудия) Советским войскам не хватало систем ПВО, поэтому приходилось справляться подручным оружием.
В это время, солдаты проводили инженерные работы по укреплению позиций. Как над ними появился немецкий самолет разведчик. Летел он низко и осматривал позиции Красной армии и явно собирался начать атаку. Командир одного из подразделений бронебойной группы Гудков, вместе с другим командиром, решил отдать приказ на обстрел самолета противотанковым ружьем. Они заняли позицию возле небольшого дерева и открыли огонь. После нескольких метких попаданий, самолет задымился, загорелся и упал.
Как показывает практика, из стрелкового оружия при должной сноровке можно было легко сбивать низколетящие немецких противников. Конечно особо "Круто" себя зарекомендовали снайперские винтовки и мощные противотанковые ружья. Солдаты по всему фронту начали соревноваться в снайперской стрельбе по немецким самолетам.
К слову:
Для того чтобы самолет упал не обязательно было его повреждать, достаточно всего нанести повреждения пилоту (убить или ранить) Естественно это задача не из лёгких, однако такие случаи всё же были и не единожды.
ПРОТИВОТАНКОВЫЕ ВИНТОВКИ - ВИНТОВКИ ПОБЕДЫ
Большое количество немецких самолетов удалось сбить при помощи противотанковых ружей ПТРД-41 и ПТРС-41, они очень хорошо зарекомендовали себя в бою, имея крупный калибр и большую скорость пули.
Такая Пуля, развивала скорость большую 1 000 м/с (Приблежёную к скорости одного маха) пробивая броню до 22 мм. Благадаря этому удавалось пробить топливный бак самолета, а так же бронированную кабину пилота.
По началу у ПТР не было как такого предназначения для ведения огня по воздушным целям, так как прежде всего ПРОТИВОТАНКОЕ ОРУДИЕ, однако практика доказала, что при должном подходе эффективность такого огня была наимощнейший.
Хочу отметить, что создатели противотанковых ружей даже не могли и себе представить, каким образом будут использовать их оружие. Как показала практика, вести огонь по самолетам можно, однако проще всего сбить летящие самолеты было из нескольких снайперских винтовок. Солдаты занимали лидирующие позиции и открывали одновременный огонь, в результате чего, это позволило сбивать любую низколетящую цель.
Естественно, задача была не из простых, поэтому большинство снайперов заслужили почетные награды.
Прошу заметить, что солдатов Красной армии никто не учил стрелять по самолетам с ружья, высчитывать упреждение по дальности и скорости самого самолёта. Изначально стрельба по самолетам из ружей велась спонтанно без каких-либо навыков. Солдаты методом проб и ошибок рассчитывали дальность цели и ориентировочную скорость самолета. При этом важно было учитывать, что на высоте, скорость ветра могла меняться.
После 1942-года, Красная армия обзавелась системой ПВО, и применение ПТР стало более организованным, снайперы больше не участвовали в противовоздушной обороне, а солдаты начали проходить необходимое для этого обучение, до этого момента существовало и специальное пособие:
Как видите, в таком пособии, стрельбе по воздушным целям посвящается целый раздел. Здесь представлены целые рекомендации по упреждению, а так же выбору прицела при стрельбе по вражеским самолетам. Интересно, что и к воздушным целям относили парашютисты.
Огонь из стрелкового оружия имел дополнительный интересный эффект. Он побуждал вражеских пилотов в разы эффективнее выполнять свои намеченные цели. Вряд ли пилот в таких условиях будет думать о своей задаче когда по корпусу полным ходом идёт обстрел. Если обусловить - огонь из такого оружия был большой поддержкой в отгонке вражеской авиации, что давала "+" нашей советской армией.
Что касается немцев, у них так же присутствовала соответствующая награда – нарукавный значок «За уничтожение низколетящего самолета».
Немецкий военнослужащий сбивший один самолет противника награждался значком с серебристой лентой, а для получения золотой ленты сбитых самолётов должно было быть не меньше 5.
Серебряный значком за всё время были награждено всего 16 человек, а вот золотым – ни одного.
Если брать наше время, то шансы подбить, летящий по истине огромной скоростью, да ещё и сверхнизкой высоте пользуясь личным оружием или даже РПГ приближаются к "нулю нулей" даже теоретически.
Плюс, минус такие же шансы есть у солдата, пытавшиеся остановить танк из обычного пистолета.
Шанс вывода из летательного аппарата и строя может в несколько раз вырасти, при условии ведение огня по самолёту более чем одним бойцом, То есть всей командной ротой – правда не настолько, чтобы этот шанс был серьезно значимым. К тому же, под ответным огнем противника, сомневаюсь, что получится вести куда более организованный отпор всем составом команды.
Что же касается боевых вертолётов?
Боевые вертолеты – Более простая мишень, нежели самолет, однако не на совсем. Во время боевых операций, вертолеты летят на низкой высоте, пользуясь складками местности скрывая свой подлёт. Находясь в прямой видимости некоторое время.
Одно из самых уязвимых мест вертолета – лопасти винтов. Остальные части куда более надежное бронирование. Чтобы нанести повреждение вертолету, необходимо вести огонь крупным калибром (начиная 12,7). Любому вертолёту придется несладко. Грохот и удары заставят пилотов крутиться. Конечно, попадание одиночной пули в винт не будет составлять особых проблем, однако если она не одна, да и нацелена на кабину пилота....
Естественно, такой самолет обычной винтовкой не собьёшь. Поэтому наши снайперы используют оружие по мощнее — крупнокалиберную снайперской винтовки АСВК. Имеющая прицельную дальность до 2 км и использующие как раз вышеприведённые крупнокалиберные патроны 12.7х108, но при необходимости могут использоваться любые другие патроны этого стандарта. Гарантированно насквозь пробивает броню БТР, БМП или БМД, кирпичные стены и бетон. Так же Без проблем прошьет броню вертолетов, даже бронестекло, не станет преградой.
С винтовкой так используются стандартные дневные оптические и ночные электронно-оптические прицелы. Весит она порядка - 12,5кг, однако в походном положении они легко складываются.
Специалисты говорят - Шанс попадания пули в лопасть, равен примерно 8%. Которая так же зависит от так называемого коэффициента заполнения винта. + Еще 0,2% добавляется шанс попасть лопастью по пролетающей мимо пуле. Кажется, что шансы достаточно высокие – однако с десятком стреляющих бойцов, это будет в полнее реально.
Правда, сам вертолет на расстояние прицельного выстрела вряд ли допустит. Пролетающий на низкой высоте, да ещё и с большой скоростью пилот вертолета, заметивший стрельбу по своей машине, скорее всего развернется, ну или в секунду, всё что подозрительно, сровняет с землей.
Если вспомнить истории сбитых вертолетов (включая «Черного ястреба»), то практически все совершались в момент зависания вертолета – для десантирования, или для забора груза и личного состава.
Во время боевых действий в Афгане было зафиксировано множество случаев выведение вертушек из строя именно с крупнокалиберных пулеметов. Правда информации по этому материалу я не нашёл, и скорее всего это очередная байка. Однако...
Случаи сбивания самолетов и вертолетов из стрелкового оружия сомнению не подлежат, однако в большинстве это - счастливое стечение обстоятельств, поэтому думаю информация по счёт Афганистана может быть вполне оправдана.
Если Вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал. Буду благодарен лайку и репосту. Также пишите комментарии - Буду рад, если вы поделитесь разной историй (Исходя из своего боевого опыта или опыта знакомых) с уважением, Даня
ВОЗМОЖНО ТЕБЯ ЭТО ЗАИНТЕРЕСУЕТ:
CКОЛЬКО В ДЕНЬ ОБХОДИТСЯ СОДЕРЖАНИЯ ПУТИНА?
НЕ ТРОГАТЬ! "ПАТРОНЫ ВАРЁНЫЕ" Для чего солдаты в Афганистане кипятили их? Или это миф?
Пулеметные ленты на матросах, зачем они в них закутывались? В чём прикол?
Как Сталина публично обматерил Генерал Апанасенко и что с ним после этого стало?
Полный запрет доллара и поднятие рубля в СССР. Как Сталин наказывал за иностранную валюту