За время работы с подростками основатель курсов подготовки к ЕГЭ Андрей Гречко и преподаватель и тьютор Мария Минина наблюдали более 1000 историй отношений родителей и детей, сдающих экзамены. На основе этого опыта и теории о “пути героя” они решили показать, через какие этапы во время сдачи экзаменов проходит каждый ученик, и как родитель может помешать или, наоборот, помочь своему Герою победить.
Жизнь каждого из нас состоит из историй, и в жизни подростка в 11-й классе это самое важное и сложное приключение, с которым он сталкивается. Поэтому мы предлагаем посмотреть на историю выпускника как на путь Героя, и обсудить, как Вы, его родитель, можете помочь победить, получить высокие баллы на ЕГЭ и поступить в вуз мечты.
1. Герой отправляется в путь
Многие истории начинаются с того, что Герой сталкивается с бедой. Иногда персонажами движет желание спасти целый город или даже мир от «зла» или гибели.
ЕГЭ – это тоже, можно сказать, внешняя «беда», которая приходит к каждому 11-класснику в России. Это испытание, которое нужно пройти, чтобы обрести свою мечту. И точность постановки целей напрямую влияет на будущий результат.
Каждый Герой ЕГЭ, отправляясь в свой путь, должен чётко ответить себе на три вопроса:
- Какую большую мечту поможет реализовать его поступление в вуз?
- Отправился бы он сам в этот путь, если бы в этом не было внешней необходимости (ожиданий окружающих)?
- Готов ли он идти по своему пути, даже если тот будет тернист и труден?
Настоящий Герой всегда движим сильной мотивацией, потому что чувствует, что этот путь нужен прежде всего ему самому, он просто не может этого не делать.
Помогите ребенку с помощью честного разговора избавиться от ложных целей – чтобы он имел возможность пройти свой настоящий путь – путь силы и обретений, а не потерь и разочарований.
2. Герой обретает помощников
Когда цели поставлены, а мотивация подкреплена мечтой, Герой отправляется в путь, на котором его, конечно, ожидают испытания и соблазны. Школьнику всё время приходится выбирать: посмотреть сериал на Нетфликсе или сделать домашнее задание, заглянуть в Тик Ток или в кодификатор ЕГЭ.
Наш Герой часто остаётся практически один на один со всеми этими «врагами», без конца ошибаясь, срываясь и теряя силы. И на этом этапе пути могут появиться «волшебные помощники», которые будут учить юного Героя делать правильные выборы, давать необходимые подсказки или выручать в самые критические моменты.
Кто же может стать “помощниками” Героя в реальном мире?
- курсы подготовки ЕГЭ (например, курсы LUDI, в которых мы работаем), где можно учиться нескучно, нестандартно и дисциплинированно
- репетитор, который поможет восполнить пробелы в знаниях
- педагог-тьютор, который поддержит и научит эффективно работать с информацией, организовывать свою учебную рутину, а также чётко ставить цели и понимать свои желания
- психолог, который поможет Герою лучше понять себя и свои эмоции, преодолеть серьёзные комплексы и страхи
И самый главный помощник – это вы, его Родитель. Вы можете:
- помогать Герою осваивать новый материал, научив структурировать информацию (с помощью таблиц, схем, карт)
- организовывать его рабочее пространство для эффективной учёбы (рабочий стол, папки, полки)
- поделиться личными историями преодоления сложностей и развития силы воли
- помочь сделать выбор в поиске других помощников, чтобы найти действительно полезных
И пожалуйста, не превращайтесь сами в испытания для ваших Героев. Волшебный помощник на то и помощник, чтобы облегчать путь!
Принятие оплошности Героя и умение помочь ему её исправить – это тоже необходимая для взросления нашего героя мощная суперсила любого «волшебного помощника» - особенно родителя.
3. Герой проходит испытание
Главное испытание на пути Героя - сдача экзаменов.
Любой помощник находится рядом с Героем до кульминационного момента – момента финального боя или выбора. Но борется, побеждает, делает решающий выбор Герой уже самостоятельно.
Путь героя должен пройти сам герой, а не его наставник или “волшебные помощники”! Путь выпускника – это его путь, не ваш.
Позвольте своему Герою пройти путь лично – применяя собственные силы и наработанные знания, с уверенностью в том, что достигнутый успех станет его успехом, а провал – его личным провалом, ответственность за которые он несёт сам.
4. Герой получает награду
Поступление - главная награда для любой семьи выпускника. Почему же ребенок не всегда осознает ее ценность? Не готов посвящать год жизни борьбе за бюджетное место?
В теории учеба в университете для 11-классника выглядит захватывающе, но на практике означает будущие радикальные перемены в его жизни и прыжок в тотальную неизвестность. Потеря старых друзей, страх не найти новых, смена ежедневных привычек, потеря контакта с теми, кто долгое время был наставником и помощником.
Чем Вы можете помочь здесь как родитель?
Создайте дополнительные награды, которые бы мотивировали вашего Героя. Большую награду в конце пути - например, за достижение определенных баллов на ЕГЭ, и маленькие награды, которые помогут не сдаться на пути к ЕГЭ и преодолеть эмоциональные спады.
Какие награды? Зависит от ваших отношений с ребенком, его настоящих увлечений и потребностей. Награда не обязательно должна быть материальной: у нас есть пример того, как ученик из обеспеченной семьи тяготился поездками с семьей в Англию, которые преподносились как награда. Зато глаза юноши загорались от счастья, когда ему разрешали разбирать на части и снова собирать старенькую “Волгу” в гараже дедушки.
5. Герой возвращается домой
Финальная точка пути – возвращение персонажа Героем и переоценки себя.
Здесь наш Герой, прошедший свой путь, переосмысляет все свои успехи и поражения и возвращается в обычную жизнь, имея возможность заявить обществу, чего он достиг и что приобрёл.
Вернуться герой может в двух качествах:
- в качестве победителя с трофеями и с новой силой
- или проигравшего, который не достиг своей мечты и вынужден отправляться на повторный круг испытаний (или обливать слезами разбитое корыто)
Первый сценарий
Это идеальный финал: успешная сдача ЕГЭ, поступление в вуз мечты, обретение нового себя и уверенности в своих силах.
Для полноценного вступления в новую роль Герою хорошо бы ответить себе на несколько вопросов:
- Там ли он оказался, где хотел?
- Нашёл ли он то, за чем отправлялся в путь?
- Счастлив ли он сейчас в этой точке?
- Каким он стал благодаря пройденному пути?
- Что он приобрёл в пути?
Позадавайте своему Герою эти вопросы в беседе – помогите ему подытожить свой трудный и очень важный путь! Ведь он действительно переродил нашего Героя – он больше никогда не будет школьником, он стал студентом и уж точно более ответственным, сильным и взрослым!
Второй сценарий
Возвращение Героя, к сожалению, вполне вероятен – это низкие баллы на ЕГЭ, лишающие возможности поступить в желанный вуз или вообще стать студентом. Кому-то (особенно нашему Герою) такой финал кажется полным провалом и концом света, однако, даже здесь есть свои плюсы.
Провал пути по поступлению в вуз может стать важнейшей точкой взросления для нашего героя – ведь благодаря этому он сможет понять, например, что готовился поступать в вуз, поступление в который его не вдохновляло. Возможно, Герой поймет, что слишком поддавался соблазнам и мало работал для своей цели. Или же не справился с психологической нагрузкой, сломавшись под тяжестью страхов. Любое честное осознание будет ценно!
Вас же, родителей, просим в этот момент проявить максимум своей чуткости и заботы! Ваш Герой – как и все, как и вы! – должен учиться делать свои ошибки и принимать поражения с достоинством, находя в себе силы для новой попытки.
Пусть сложный этап переосмысления «неудачного» пути станет для Героя отправной точкой для нового, счастливого пути.
Ведь если взглянуть шире, то вообще-то образование – это не самоцель, а лишь средство познания себя и мира, этап поиска и становления. И путь этот точно не менее важен, чем результат.
Так пусть же путь вашего Героя станет для него не мукой – а интересным и насыщенным этапом жизни, который поможет ему стать мудрее и сильнее.