- Как не загубить естественный интерес ребенка к познанию окружающего мира?
- Как заинтересовать химией даже 3-летнего малыша?
- Как научные эксперименты помогают ребенку понять, что ошибка - это не приговор, а возможность лучше понять взаимосвязи между явлениями и вещами?
- Почему увлечение физикой, химией, биологией и географией не только не мешает, но и помогает развиваться в любых других профессиях?
Рассказывает Иван Сорокин, ученый, химик и научный журналист.
О ПРОФЕССИИ
Понятие “профессии” теряет свою актуальность. То, чем можно зарабатывать, уже называется не профессией, а суммой навыков и опыта, и эта сумма постоянно меняется в течение жизни человека. Сегодняшние студенты и абитуриенты живут уже не в парадигме профессий, а в парадигме занятий, которые могут принести успех и деньги. Они ориентируются не в сторону знаний предметов, а в сторону навыков, которые можно ассоциировать с этим предметом.
У меня много друзей, деятельность которых нельзя описать в терминах конкретных профессий. Я в этом плане более старомодный, так как могу назвать себя ученым-химиком (хотя это далеко не исчерпывает мои интересы).
Но я могу объяснить то, чем я занимаюсь, даже 3-летнему ребенку. Я очень хорошо умею перемешивать и переливать из одних емкостей в другие. Я хорошо понимаю, как что-то вспенить, получить запахи или красители: очень помогает в жизни.
Видите? Я описал свою профессию через призму навыков.
Если я просто перечислю набор моих навыков 10-летнему ребенку, он заинтересуется и захочет этому научиться.
Мне кажется, что это более эффектная реклама предмета “химия”, чем утверждение, что она поможет куда-то поступить, чтобы придумывать новые лекарства.
О КАРЬЕРЕ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУКАХ
Среди родителей существует стереотип, что естественные науки - это не перспективно с точки зрения хорошего заработка. Поэтому физикой, химией, биологией и географией можно пренебречь, исходя из рыночных соображений. Мне кажется, это деструктивный подход к образованию: у ребенка еще в начальной школе формируется естественный интерес к познанию окружающего мира. А школа и родители, нацеленные на ЕГЭ и аттестат, убивают его.
Опыт моих студентов, друзей, да и мой собственный говорят, что увлечение естественными науками дает новые возможности развиваться в других направлениях. Они (науки) дают инструментарий для анализа окружающего мира - и это может быть подспорьем в очень разных областях. Архитектор, который знаком, например, со свойствами материалов (потому что интересовался химией), получит конкурентное преимущество на рынке труда.
Выпускники химического факультета применяют свою естественнонаучную экспертизу в финансовом смысле. Один из них, например, создал стартап и производит инновационной средство для защиты обуви от влаги.
О СТРЕМЛЕНИИ ДЕТЕЙ К ПОЗНАНИЮ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Я выражу сейчас, наверное, очень спорную мысль, но мне она кажется правильной.
Лучше, если школьник слабо знает физику, но она ему интересна, чем если он вызубрил предмет на пятерку, но от физики его тошнит. Это к вопросу о том, что в средней школе часто происходит непреднамеренное (или осознанное) “убийство” интереса детей к самостоятельному познанию окружающего мира.
На мой взгляд, это происходит по следующей причине.
Система школьного образования настроена на так называемое негативное подкрепление: “Это сложно, у тебя не получится, поэтому и не пытайся”, вместо того чтобы предлагать ребенку возможности научиться разным навыкам. В итоге дети выбирают предметы, экзамены и специальности в вузе по остаточному принципу: “Вот только это я и могу”. Это очень негативно влияет на самооценку. Дополнительное естественнонаучное образование может сгладить этот разрыв в самооценке у детей и подростков.
Мне кажется, что в целом можно по каким-то предметам в средней школе немного снизить требования (например, в решении олимпиадных задач). Может быть, не нужно зубрить бесконечные даты и термины. Короче, меньше механического запоминания, но больше построения ассоциативных связей. Ориентироваться не в сторону знаний по предмету, а в сторону навыков, которые можно ассоциировать с этим предметом.
О МЕТАПРЕДМЕТНОСТИ
Школе очень не хватает междисциплинарного мышления и включения естественных наук в социально-исторический контекст. Вот пример: сколькими химическими открытиями (и физическими) мы обязаны Второй мировой войне?
В школе ничто не мешает учителю истории совместить преподавание истории, биологии и химии так, чтобы было понятно, почему химическое оружие так быстро запретили после Первой мировой. Это развитие критического мышления.
Это позволит также сгладить разрыв между условными “гуманитариями”, которые не умеют делить в столбик, и условными “технарями”, которые не знают, кто написал “Отцы и дети”. Мне как кандидату химических наук, женатому на кандидате филологических наук, особенно чуждо это разделение.
В этом плане мне импонируют научные кружки Sciencely, которые охватывают весь цикл естественнонаучных предметов и не побуждают родителей и детей оставаться в рамках какого-то одного направления.
ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГИГИЕНЕ
Изучение естественных наук прививает серьезное отношение к информационной гигиене. Может быть, это не научит всегда отличать фейковые новости от реальных и работать с источниками, но это хорошее начало.
Когда ребенок проводит эксперименты в рамках дополнительного образования, это не только позволяет ему находить причинно-следственные связи, анализировать данные, понимать научный метод и его роль в познании мира, но и позволяет более внимательно относиться к окружающему миру.
Ребенок начинает лучше понимать глобальное устройство мира, а это уже – возможность для выбора своего круга общения, формирования идентичности, что очень важно в нашем фрагментированном обществе. У меня, например, осталось очень много убеждений и интересов еще со времен средней школы, которые сформировались в результате дополнительного образования.
О РАЗВИТИИ СОФТ И ХАРД СКИЛС
Занятие естественными науками - это одновременно развитие хард- и софт-скилс*. На этих программах можно сделать своими рукам такие вещи, которые ребенок, скорее всего, не будет делать дома с родителями.
Можно вырастить дома растение в горшке, но, скорее всего, если у родителей нет желания, времени и возможности для объяснения контекста, ребенок быстро забудет об этом опыте, даже если ему понравилось.
Но если будет контекст “почему так, а не иначе”, с привязкой к истории, к физико-химическим процессам – это даст пространство исходов, от которого можно двигаться дальше в сторону развития хобби или профессиональных интересов. Вам стало интересно, из чего состоят удобрения - и вот вы поворачиваетесь в сторону химии. Хотите научиться подбирать почву - и вот уже на горизонте маячит экология. Продолжать здесь можно долго.
*Soft skills (с англ. «мягкие навыки») — универсальные социально-психологические качества, которые не зависят от профессии, но непосредственно влияют на успешность человека. Hard skills — узкие профессиональные навыки, которые нужны для решения конкретных задач в повседневной работе.
О РАБОТЕ В МАЛЫХ ГРУППАХ
Я убежден, что самое продуктивное обучение в возрасте 10-15 лет – это проектная деятельность в малых группах от 3 до 5 человек. В школах такого практически нет.
В группе ребенок демонстрирует свои лучшие качества, при этом постепенно учась у других и подтягиваясь по остальным навыкам.
Это как в групповых видеоиграх в жанре РПГ – никто не будет создавать группу из пяти магов, например, потому что в группа должна состоять из носителей разных навыков – мало ли какой из них может пригодиться?
ОБ ЭКСПЕРИМЕНТАХ
Как-то раз на занятиях со школьниками в Политехническом музее я предлагал самостоятельно сделать слайм. И на этом примере я объяснял, как химики придумывают новые вещества. Это было настолько интуитивно понятно, что школьники сразу же бросились смешивать все доступные вещества, чтобы получить что-то новое.
У детей есть когнитивный голод, связанный с отсутствием свободной экспериментальной деятельности. Даже в самой хорошо оборудованной школе школьники почти всегда лишены возможности этот голод утолить. Да, можно поставить эксперимент, но обычно хватает времени только на то, чтобы объяснить, почему он не получился, но не для того, чтобы провести его снова, исправить ошибки или поменять условия. Школьник поставлен в жесткие рамки, и пространства для выбора у него практически нет.
Принципиальное преимущество дополнительного естественнонаучного образования перед гуманитарным или математическим - возможность проводить самостоятельные эксперименты (попробуйте самостоятельно провести исторический эксперимент без доступа к археологическим раскопкам, например!)
Детям это очень нужно. Меня всегда удивляет, насколько школьники готовы экспериментировать, даже не зная теории. Возможность создать что-то новое для них важнее страха ошибки. Это позволяет им взглянуть на мир не в парадигме “правильно или не правильно”, а в парадигме “по-другому”. Может, это и очевидная, но совершенно неожиданная мысль для школьного образования.
Иван Сорокин, научный сотрудник химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, доцент, кандидат химических наук, научный журналист, научный редактор, ведущий странички Зельеваренье Адвансд.
____________
Полезные советы родителям, ответы на сложные детские вопросы, развивающие подборки книг, фильмов и приложений, профориентация и интервью с экспертами — все это в нашем телеграм канале Sciencely.
Подписывайтесь по ссылке → https://t.me/+9vA7KUHJNH8xNmIyф
Возраст — 5+ лет