Библейская история, воплощенная в поразительных деталях
Это превосходное изображение Вавилонской башни, написанное голландским художником Питером Брейгелем Старшим в 1563 году, изобилует сложными деталями, которые зритель может изучить. На самом деле великая, наполовину построенная башня настолько огромна, что легко упустить некоторые мелкие детали окружающего ее пейзажа. Обратите внимание, например, на то, что за башней находится большой город, окруженный стеной, за которой простирается сельская местность. Мелкие размеры городских зданий говорят нам о том, насколько большой становится башня. Втиснутая на полоску земли между городом и рекой, башня выглядит властной, как будто она раздулась до непомерных размеров благодаря амбициям тех, кто ее строит.
Вавилонская башня, которая является символом горделивых амбиций человечества. Говорят, что именно из-за строительства башни в мире так много разных языков. Когда Бог увидел, что люди работают над этой постройкой, устремленной к небесам, Он запутал их речь и рассеял их по всему миру, чтобы они перестали понимать друг друга.
Эта история рассказана в Книге Бытия 11:1-9:
Они сказали друг другу: "Пойдем, сделаем кирпичи и обожжем их основательно". [...] Но Господь сошел посмотреть на город и башню, которую строили люди. Господь сказал: "Если они, как один народ, говорящий на одном языке, начали делать это, то ничто из того, что они задумали сделать, не будет для них невозможным. Сойдем же и запутаем их язык, чтобы они не понимали друг друга". И Господь рассеял людей по всей земле, и они перестали строить город. Поэтому он и был назван Вавилонским - потому что там Господь запутал язык всего мира. Оттуда Господь рассеял их по лицу всей земли".
Картина Брейгеля великолепна в своем образном описании башни и ощущении предприимчивой деятельности по ее изготовлению. Она отбрасывая длинную тень за пределы города, вызыввая ощущение, что башня стала всепоглощающим проектом. Строительство завершено лишь частично, но даже при таких колоссальных размерах башня пробивается сквозь облака и будет расти еще больше.
Особой деталью, подчеркивающей непрерывный рост башни, является то, как художник окрасил внутреннюю конструкцию в терракотово-красный оттенок, контрастирующий с кремовым цветом стен снаружи. Это блестящая деталь, поскольку она не только притягивает наш взгляд к сложной сердцевине сооружения - со всеми его слоями полуразрушенных арок и строительных лесов, - но и наводит на мысль, что здание каким-то образом живое, как человек, со своим внутренним миром из костей и органов.
Считается, что, рисуя внутренности башни, Брейгель находился под влиянием Колизея в Риме. Брейгель посетил Рим в 1552-1553 годах. Виды внутреннего пространства Колизея демонстрируют тот же эффект многослойности арок и контрфорсов. В Колизее эти наклонные террасы служили основанием для секций для сидения или cavea (лат. "загон") амфитеатра. На картине Брейгеля подобные опорные арки создают ощущение непрерывного подъема башни к небесам.
Отсылка к Колизею в Риме может быть не только визуальной. В средние века библейские ученые часто сравнивали Римскую империю с городом Вавилоном, где, по преданию, была построена башня. Для этих ученых оба города олицетворяли отчуждение от Бога. На протяжении веков Рим преследовал христиан; поэтому его окончательное падение и разрушение символизировало высокомерие языческой империи.
На переднем плане картины изображена группа горожан, собравшихся вокруг царской особы в плаще и короне. Изображенный человек - Нимрод, легендарный завоеватель Вавилона во II тысячелетии до н.э., который, как традиционно считается, и приказал построить башню.
В Библии Нимрод описывается как царь земли Шинар, южного региона Месопотамии. На картине он проходит через двор каменщиков, где некоторые рабочие остановились, чтобы поклониться ему. Нимрод выше окружающих его людей, и, держа царственный скипетр и указующий перст, он занят тем, что руководит окружающими его рабочими.
Перемещение же этих огромных каменных глыб можно проследить от двора каменщиков до самой башни. Внимание Брейгеля к деталям блестяще проявляется в лебедках и кранах, которые расположены над зданием, а также в огромном разнообразии видов человеческой деятельности.
В одной части картины деревянный кран, известный как кран с беговым колесом, поднимает каменный блок на более высокий уровень. Два человека внутри колеса используют свой вес для вращения колеса (еще два человека находятся внутри колеса с другой стороны) и лебедки. Колесные краны часто использовались в римский период и в средние века при строительстве замков и соборов.
На другом участке мы видим, как на внешних краях башни уже начинает расцветать небольшая деревня, предположительно служившая домом для рабочих. Здесь есть соломенные домики, линии для стирки, кузница, строящиеся тележные колеса и даже карниз с оконными ящиками для растений.
Благодаря этим деталям Брейгель вдохнул жизнь в историю о Вавилонской башне. Картина приглашает нас задуматься не только о моральной стороне этой истории, но и о человеческой. Благодаря этой картине можно почувствовать огромную гражданскую энергию, вложенную в строительство, и перенести библейскую историю из древнего Вавилона в современные Нидерланды.
Если вам нравятся работы Брейгеля Старшего, ознакомьтесь с другой моей статьёй - Потрясающее изображение крестьянской жизни на картине Брейгеля «Охотники на снегу»
***
Спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайк! Благодарю.
***
#картины #искусство #живопись #картина #художник #мировое искусство #картины со смыслом #скрытый смысл #изобразительное искусство