В прошлом, 2024-м, году как-то совершенно незаметно прошёл столетний юбилей замечательного советского режиссёра Наума Борисовича Бирмана. С некоторым опозданием я всё же хочу исправить и собственное упущение и напомнить читателям моего канала об этом человеке и о фильмах, которые он снял.
Будущий режиссёр и сценарист родился 19 мая 1924 года в Ленинграде. В городе на Неве он окончил среднюю школу, где всерьёз увлекался театром, играл в самодеятельности. В 1942 году Наум Бирман был призван в Красную армию. Его служба началась в комендантском взводе при Управлении войск НКВД по охране тыла Карельского фронта, но вскоре его перевели в концертную бригаду политуправления фронта. А когда война закончилась, Наум Борисович остался в Карелии - полученные навыки позволили ему успешно играть в Республиканском театре музыкальной комедии Карело-Финской ССР. Но вскоре пошли слухи о закрытии этого театра - главным образом по причине отсутствия собственного помещения, и актёры, в основном, гастролировали по Заполярью, давая спектакли и концерты в воинских частях и на предприятиях. А когда они вернулись в марте 1948 года из отпуска, тогдашний главреж Михаил Бредов-Бродский объявил о расформировании театра. Но Бирман этого не услышал - к тому времени он был уже студентом Ленинградского театрального института имени Александра Островского.
Наум Бирман учился на актёрском факультете в классе знаменитого тогда педагога, актёра и театрального режиссёра Бориса Зона. На одном курсе с ним учились будущие замечательные актрисы Зинаида Шарко и Эмма Попова.
В красавицу Эмму Наум Бирман влюбился с первого взгляда. И ещё будучи студентами, они поженились. А вскоре у них родился сын Анатолий.
Театральный институт Бирман и Попова окончили в 1951 году. Эмму сразу пригласили в Ленинградский драматический театр, через несколько лет получивший имя великой русской актрисы Веры Комиссаржевской.
А вот Наума Борисовича ни в один театр не брали. Как вспоминал позднее его сын Борис, дело было в пресловутом "пятом пункте":
Отец выпустился в 1951 году из Ленинградского театрального института им. А. Н. Островского как актёр драмы (курс Б. В. Зона).
В театр было устроиться нелегко в связи с тогдашним разгаром борьбы с "космополитизмом"... Поэтому папа работал чтецом, мастером художественного слова в разнообразных концертах по городам и весям, и на радио – читал и делал постановки.
Очевидно, поняв, что карьера актёра у него не сложится, Бирман поступил на режиссёрский факультет всё того же театрального института и в 1955 году его окончил. Но ещё во время учёбы Бирман, руководивший драматической студией Ленинградского электротехнического института (ЛЭТИ), поставил спектакль - фактически первый советский мюзикл - "Весна в ЛЭТИ". Вот как вспоминал об этом спектакле композитор Александр Колкер, написавший для него музыку:
Конная милиция и студенческие патрули пытались сдержать уставшую от траурных маршей толпу молодёжи. Казалось, всё ленинградское студенчество собралось в тот вечер на подступах к Выборгскому Дворцу культуры. Наиболее шустрые проникали внутрь через крышу. По каким-то вентиляционным шахтам. Кончилось всё тем, что атакующие снесли все кордоны и ворвались в зрительный зал. Материальный ущерб обошёлся институту в кругленькую сумму.
Немного поясню, от каких "траурных маршей" устала молодёжь. Дело в том, что премьера "Весны в ЛЭТИ" была запланирована на весну 1953 года. Но как раз в самом её начале скончался "великий вождь и учитель" Иосиф Сталин. К маю вселенская скорбь всё же несколько поутихла, и хотя "оттепель" ещё не наступила, уже стало возможным спеть со сцены такие, например, слова:
Что скажет начальство,
Что скажет актив,
Нет указаний, нет разъяснений,
Нет директив.
Кстати, слова песен к этому спектаклю написал Ким Рыжов - будущий известный поэт-песенник, автор знаменитой "Карелии" и не менее знаменитой "Стоят девчонки", а в описываемые времена студент ЛЭТИ.
На музыку его стихи положил, как я уже сказал, Александр Колкер - тоже тогда студент этого института. Впоследствии Бирман активно сотрудничал и с Кимом Рыжовым, и с Колкером. Так, Рыжов написал слова песен, прозвучавших в фильмах "Хроника пикирующего бомбардировщика", "Волшебная сила" и "Трое в лодке, не считая собаки", а Александр Колкер сочинил музыку к этим картинам. Но про фильмы, снятые Бирманом, чуть позже.
Как я уже отметил, спектакль "Весна в ЛЭТИ" пользовался огромной популярностью. На представления невозможно было достать билеты. Студенты ЛЭТИ даже поехали с ним на гастроли в Москву. Там создатели спектакля встретились с Николаем Охлопковым. Знаменитый советский актёр и режиссёр тогда возглавлял Главк кинематографии в министерстве культуры СССР. Он был в таком восторге от "Весны в ЛЭТИ", что предложил снять двухсерийный цветной художественный фильм. Правда, это предложение почему-то не воплотилось в жизнь. Колкер, к слову, намекал в своих воспоминаниях, что всё застопорилось на уровне главного редактора Главного Управления по производству художественных фильмов (ГУПХФ), курировавшего вопросы, связанные с деятельностью киностудии "Ленфильм", Александра Витензона:
Что с нами творилось! В садике перед "Асторией" мы прыгали от радости, без конца обнимались, поверив, что будущее безоблачно и прекрасно! Вот оно, счастье! Вот великий покровитель талантов, бескорыстный и мудрый наставник!
К сожалению, на этом всё и кончилось.
— Витензон, Витензон нам поставил формазон, — напевали мы, горестно вздыхая.
Но я немного отвлёкся. Итак, популярнейший студенческий спектакль посмотрели практически все театральные деятели Ленинграда - от Игоря Владимирова и Николая Акимова до Николая Черкасова и Аркадия Райкина. И именно Аркадий Райкин предложил Науму Бирману место режиссёра в Ленинградском театре эстрады и миниатюр, где великий сатирик был тогда художественным руководителем.
Бирман согласился на это предложение и проработал под руководством Райкина до середины пятидесятых годов, поставив в театре эстрады и миниатюр несколько спектаклей. А в 1956 году он стал режиссёром театра имени Комиссаржевской и даже сыграл на сцене этого театра. Но в 1962 году их с Эммой Поповой брак дал трещину, семья распалась. К тому же Эмму Анатольевну пригласил в Большой драматический театр Георгий Товстоногов, незадолго до этого возглавивший БДТ. Ну, а Бирман ещё несколько лет работал в "Комиссаржевке", пока в 1965 не ушёл на "Ленфильм".
К тому времени он женился второй раз. Его избранницей стала Белла Вишневская. Они познакомились, ещё когда Бирман работал в театре миниатюр - Белла Григорьевна была там администратором.
В этом браке у режиссёра родилось двое сыновей - в 1966 году Борис и в 1971-м - Евгений. Борис стал довольно известным актёром, пробовал себя в режиссуре, написал несколько сценариев. В нескольких своих фильмах его снял и Наум Бирман, но зрители, думаю, больше помнят его по ролям в телесериалах. Так он сыграл Сашу-Солдата в "Бандитском Петербурге", Илью Сумского в "Кроте", Леонида Рафаловича в "Чёрном вороне", Ивана Птицына в "Идиоте". Кроме того, он известен как автор и исполнитель собственных песен и даже стал лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады. Кстати, известностью своего отца Борис Бирман не пользовался и даже снимается и выступает под фамилией матери, которую взял себе в качестве псевдонима.
А младший сын Наума Бирмана - Евгений - эмигрировал в Канаду, стал там телевизионным продюсером и автором программ для канала "Дискавери". В 2011 году, как сообщает "Википедия", Евгений Наумович Бирман умер.
Наум Бирман, уйдя на "Ленфильм" в 1965-м, в том же году снял свой первый фильм. Правда, в соавторстве с режиссёром Александром Абрамовым (настоящая фамилия которого, к слову, Рабинович, а ещё он был родным братом знаменитого кинорежиссёра Ильи Фрэза). Психологический детектив "Авария", в котором замечательно сыграли молодой Владимир Кашпур и мэтр Юрий Толубеев, в год премьеры посмотрели почти семнадцать миллионов кинозрителей.
В своём следующем фильме - военной драме "Хроника пикирующего бомбардировщика" (1967) - Бирман снова в одной из главных ролей снял Юрия Толубеева. Знаменитый актёр сыграл техника-лейтенанта Кузьмича. Фильм, снятый Наумом Бирманом по одноимённой повести в прошлом военного лётчика Владимира Кунина (а сценарий они написали вдвоём - Кунин и Бирман), по праву стоит в одном ряду таких картин, как, например, "На войне как на войне" или "Баллада о солдате". Иосиф Хейфиц на худсовете, принимающем картину, сказал:
Я, прежде всего, хочу сказать несколько слов о режиссёре. Меня очень радует, что Н. Бирман сделал следующий и очень решительный шаг, как режиссёр внутренней темы. Человечность этого фильма, его доброта, его умелое вторжение в область человеческого характера – всё это не может не радовать… Бирман по-настоящему овладел искусством работы с актёром в кино.
К слову, в этом фильме Олег Даль сыграл одну из первых своих главных ролей в кино.
В 1970-м на экраны вышел комедийный киноальманах, состоящий из трёх новелл, снятых по рассказам известного детского писателя Виктора Драгунского, который и написал сценарий. Но если первые две - "Мстители из 2-го "В"" и "Здравствуй, Пушкин!" - детские безоговорочно, то третья, давшая название всему сборнику, - "Волшебная сила искусства" - к детским можно отнести с большой натяжкой. В ней Бирман снял своего большого друга Аркадия Райкина, сыгравшего, по сути, одного из своих многочисленных сценических героев, а фразы, которые он произносит, тут же разошлись по всему Советскому Союзу на цитаты:
Он парень тихий, скромный. Ну по пьяной лавочке чего не бывает конечно, ну там прирежет кого, кого порежет, ну так, немного.. одного-двух, не больше. А своё отсидит, опять тихий, опять скромный.
Бум меняться, бум...
Дура, дура, дура ты.... дура ты проклятая.
У него четыре дуры, а ты дура пятая.
Слышь ты, Брижит Бардо! Она тебя в голом виде в Африку пустит погулять!
Следующей картиной, снятой Бирманом, стала снова комедия - "Учитель пения". Интересно, что Ирину Алфёрову, тогда ещё студентку, не отпустили на озвучивание, и её героиня говорит голосом другой актрисы. Предположительно, это была Евгения Сабельникова, также сыгравшая в этом фильме. А ещё из титров этого фильма убрали упоминание Александра Галича, написавшего текст главной песни - "Щенок по имени Пёс". К тому времени поэт уже подвергся жёсткой критике со стороны властей, в начале 1972 года был исключён из Союза писателей СССР и Союза кинематографистов СССР, а через два года был вынужден эмигрировать.
Через два года свет увидел новый фильм Бирмана - приключенческая мелодрама "Я служу на границе" (1974). Собственно, за двадцать четыре года режиссёр снял ровно дюжину картин - по фильму в два года. В киноповести о буднях пограничников в, на мой взгляд, достаточно неожиданной роли - майора, начальника погранзаставы Гребнева - снялся великолепный Борислав Брондуков.
А ещё через два года зрители смогли увидеть комедийную мелодраму "Шаг навстречу" (1975), состоящую из пяти историй, связанных двумя сквозными персонажами, которых играли Людмила Гурченко и Николай Волков. Впрочем, актёрский состав в этом фильме весьма впечатляющий - от Георгия Вицина и Льва Дурова до Елены Драпеко и Евгения Леонова и от Владимира Басова и Бориса Щербакова до Андрея Миронова и Елены Соловей...
Мелодрама "След на земле" (1978) уже была далека от комедийного жанра. Экологическая катастрофа на одной отдельной реке - может быть, не самая "смотрибельная" тема, но этот фильм и сейчас не потерял актуальности, да и смотрится, практически, на одном дыхании. Великолепно сыграли Виктор Павлов и Наталья Гундарева
Ну, и один из моих самых любимых фильмов - "Трое в лодке, не считая собаки" (1979) с неподражаемыми Мироновым, Ширвиндтом и Державиным. И хотя многие говорят, что от Джерома К. Джерома здесь мало что осталось, я позволю себе с ними не согласиться. Очень весёлый, динамичный, смешной фильм. Хотя, например, любимый мною Валентин Гафт откликнулся на него очень едкой эпиграммой:
А зря, собаку не считали,
Вам всем бы брать с неё пример.
Вы, чудаки, не замечали,
Что рядом умный фокстерьер.
Нет, братцы, вы не англичане,
Скажу об этом прямо вам.
Джером, как это ни печально,
Лишь фокстерьеру по зубам.
Интересно, что в этом фильме Бирман снял своих сыновей и жену, правда, в титрах упомянут лишь Анатолий Попов, сыгравший в небольшом эпизоде роль атлета. К слову, после этой картины Анатолий Наумович, окончивший, как и его отец, ЛГИТМиК, из кинематографа ушёл.
Но если участие в фильме Анатолия Попова предполагалось изначально, то Белла Григорьевна и Боря оказались в ней совершенно случайно - они просто приехали к Науму Борисовичу во время летних каникул в отпуск, а тот, ничтоже сумняшеся, привлёк их к процессу съёмок. Например, Бориса мы можем увидеть в сцене отплытия лодки с путешественниками - он пробегает мимо троицы с корзиной фруктов в руках.
Следующий фильм Наума Бирмана - "Мы смерти смотрели в лицо" (1981) - стал первой из его картин, удостоенных формального признания в виде приза на кинофестивале. Это был Приз Каунасского горкома ВЛКСМ за успешное воплощение военно-патриотической темы на Всесоюзном кинофестивале 1981 года в Вильнюсе. Не бог весть, какая награда, но из всех двенадцати фильмов, снятых Бирманом, почему-то лишь два получили хоть какие-то призы. Хотя, как мне кажется, они ни в чём не уступали тем, которых призами, дипломами и грамотами просто осыпали на разных, по крайней мере, советских кинофестивалях. Ну, а что касаемо вышеназванного фильма, то в нём снова сыграл сын режиссёра Борис, но в титрах он обозначен как Боря Наумов. А ещё второй раз у Бирмана главную роль сыграл Олег Даль. Это была его предпоследняя работа в кино, и он даже не дожил до премьеры...
А вторым фильмом Бирмана, получившим награду, стала детская комедия "Магия чёрная и белая", снятая режиссёром по сценарию Валерия Приёмыхова. Она была признана лучшим фильмом для детей на Неделе детского кино в Алма-Ате (1984), а также лучшим фильмом года на Неделе фильмов для детей и юношества в Тбилиси (1985).
В 1985 году режиссёр вновь обратился к жанру комедии. Впрочем, фильм "Воскресный папа" если и можно назвать комедией, то довольно грустной.
Последним фильмом Наума Бирмана стала экранизация пьесы французского поэта и драматурга Эдмона Ростана "Сирано де Бержерак" (1989). Премьера этой картины состоялась 17 октября 1989 года - через месяц после смерти режиссёра.
Наум Борисович Бирман скончался 19 сентября 1989 года. Ему было всего шестьдесят пять лет. Он был похоронен на кладбище посёлка Комарово.
В 1996 году скончалась Белла Григорьевна. Она также была упокоена в Комаровском некрополе, неподалёку от своего мужа.
Фильмография Наума Бирмана
- 1965 — Авария (совместно с А. Абрамовым)
- 1965 — Ждите у телефона (фильм-спектакль)
- 1967 — Хроника пикирующего бомбардировщика
- 1970 — Волшебная сила
- 1972 — Учитель пения
- 1973 — Уходят женщины (фильм-спектакль)
- 1973 — Я служу на границе
- 1975 — Шаг навстречу
- 1978 — След на земле
- 1979 — Трое в лодке, не считая собаки
- 1980 — Мы смерти смотрели в лицо
- 1983 — Магия чёрная и белая
- 1986 — Воскресный папа
- 1989 — Сирано де Бержерак
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.
А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.
Кстати, так как надо шагать в ногу с прогрессом (и не совсем понятно, что дальше будет с Дзеном), я завёл свой Телеграм-канал. Пока буду в нём дублировать материалы Дзена, но в дальнейшем планирую постепенно переходить на Телеграм. Так что, если не хотите меня потерять, подписывайтесь в Телеграме, пройдя по этой ссылке - Телеграм-канал "Вдоль по Питерской".
Так же хочу попросить своих подписчиков подписаться и на мой канал в Ютубе. Правда, он называется не так, как остальные мои аккаунты в соцсетях - Chester Field. Но всё равно - подписывайтесь. Для этого вам надо всего лишь кликнуть по названию канала, перейти на него и там подписаться. Всё просто.
Если кто-то желает выразить благодарность автору и поддержать канал финансово, то вы можете перевести небольшую сумму на эту карту:
2204 2401 3299 0229, Озон-банк.