Найти тему
Психотерика

Креативность: как развить в себе творческие способности

Человека отличает от животных способность мыслить абстрактно, другими словами - моделировать в своём сознании вещи, которых никогда не существовало в природе. Благодаря этой уникальной способности в современном мире мы ездим в искусственно созданных машинах по искусственно созданным дорогам вместо того, чтобы топать на своих двоих по извилистым лесным тропинкам; живём в построенных человеком многоэтажных домах, а не в природных пещерах; в конце концов, используем различные приспособления для приготовления и приёма пищи. Да что говорить - люди придумали всевозможные гаджеты и интернет, в общем, всё то, что сейчас делает нашу жизнь максимально простой и комфортной. Более того, мы на этом не останавливаемся, и ежедневно человеческие умы находят всё более изощрённые способы для экономии собственной энергии. По какой же причине это происходит? Ответ довольно прост - так уж вышло, что наш мозг довольно скуп. Он один тратит в разы больше получаемой организмом энергии, чем все остальные системы нашего тела. И вся интеллектуальная деятельность фактически направлена на одно - продолжать экономить энергию, то есть придумывать всё новые методы и приспособления для комфортного бытия тела. Иными словами, наш мозг делает всё возможное, чтобы мы поменьше работали и побольше валялись на диване. Уж в этом случае почти вся “еда” достанется ему одному! Но для того, чтобы эта мечта нашего ума осуществилась, надо “ещё разок” поднять себя и что-то придумать для большего комфорта. Ещё, и ещё, и ещё. Так мышление человека постоянно заставляет нас раз за разом изобретать что-то новое, а значит - творить.

Всё, что когда либо было создано человеком является актом творения. А значит по праву рождения Homo Sapiens каждый из нас имеет способности к творчеству, созиданию. Особенно это хорошо видно на примере детей. В детстве мы играем, а значит наделяем свои игрушки гипотетической личностью, генерируем обстоятельства, в которые попадают наши герои. Мы придумывает и рисуем пейзажи, несуществующих зверей, роботов, полностью вымышленных персонажей, которых никогда ранее не видели, но которые родились в голове. Мы моделируем то, чего никогда не было в реальности! Что это, если не чистое творчество?! С годами зачастую мы теряем эту способность, но и то, по той лишь причине, что эти занятия заменяются более “важными” взрослыми бытовыми мыслями. Появляются ответственность и обязанности.

Далеко не все во взрослом возрасте продолжают реализовывать свой творческий потенциал. Это происходит из-за того, что не у каждого формируется такая потребность. Одни продолжают рисовать/петь/вышивать крестиком/фотографировать в качестве хобби, занимаясь этим в свободное от основной деятельности время, другие посвящают творчеству всю свою жизнь, третьи и вовсе не увлекаются ничем подобным и при этом не чувствуют себя обделёнными.

Креативность определяется способностью заглядывать как можно дальше в четырёх направлениях: время (человек в повседневной жизни не строит долгоиграющих планов, не задумывается о том, что будет через 100 лет, но этим, к примеру, занимаются писатели-фантасты); пространство (с помощью воображения мы можем воспроизвести интерьер знакомой комнаты, но для того, чтобы придумать сказочный дворец, необходимо задействовать фантазию и представить то, чего мы никогда не видели); социальная составляющая (мы можем предположить как поведёт себя знакомый человек в предлагаемых обстоятельствах, креативное мышление в этом смысле предполагает представить себе действия человека, которого мы никогда не встречали в неожиданной ситуации); гипотетическая составляющая (например, представить себя в виде животного или придумать персонажа для мультфильма или фэнтези).

Тех, кого мы привыкли называть творческими людьми отличает от среднестатистического человека только одно - неудовлетворённая потребность. Творчество - это когда “не хватает”, когда тебе становится жизненно необходимо выразить свои эмоции и чувства. А для того, чтобы эти самые эмоции и чувства сформировались, необходимо загрузить свой мозг - информацией, впечатлениями, мыслями, мнениями других людей. Креативного человека отличает способность видеть повседневные вещи с неожиданного ракурса, так, как никто другой бы не “повернул” картинку. А для этого надо уметь эту картинку “крутить”. И это не какой-то предопределённый талант, данный исключительно от рождения, это навык, который можно и нужно тренировать.

Практическое задание

Когда мы получаем какой-то опыт, наш мозг создаёт паттерны, то есть автоматические реакции, чтобы использовать их в последующем в подобных ситуациях. Поэтому мы начинаем смотреть на привычные вещи замыленным взглядом, не фокусируясь на них, а реагируя определённым, усвоенным когда-то образом. Данное упражнение помогает вновь увидеть то, что вас окружает, осознавать импульсы из окружающей среды. Это развивает креативность как взгляд на привычные предметы внешнего мира под другим углом.

Перед тем, как начать выполнять упражнения, необходимо удобно сесть, сосредоточиться, убедиться, что вам никто не помешает. Уделить время себе, сконцентрироваться на упражнении. Выполняем все пункты по порядку.

1. Перемещать взгляд от одного предмета на другой и мысленно его называть (только существительными! избегать давать оценку предметам). Мысль должна следовать за взглядом, а не наоборот. Не называть предмет, пока его не увидишь. Всё по факту. Полностью стать своим взглядом, быть здесь и сейчас. «Что вижу - то пою»

2. Закрыть глаза и полностью «стать слухом». Называть (про себя), что слышишь (машина проехала, своё дыхание, шелест одежды, разговор за окном или в другой комнате).

3. Закрыть глаза и сосредоточиться на ощущениях в теле. Перечислять их: «Я чувствую, что на мои ягодицы давит мягкая/твёрдая поверхность»). Избегать определений по типу «я чувствую стул под собой», а стараться называть ощущения по факту (не «дуновение ветерка», а «мурашки/прохлада» и т.д.)

4. Соединяем первое и второе упражнение. Одновременно концентрируемся на том, что видим и на том, какие звуки окружают.

5. Соединяем первое и третье упражнение: что видим и что ощущает в данный момент тело. Внимание! Не переключаемся с одного на другое, а воспринимаем одновременно ощущения и зрительные образы (предметы, реально попадающиеся на глаза)

6. Соединяем второй и третий пункт. Слушаем и ощущаем.

7. Теперь всё вместе: видим, слышим и ощущаем.

Данное упражнение имеет накопительный эффект. Желательно не единожды его выполнить, а внести в свой распорядок дня. После того, как вы потренировались таким образом дома, отправляйтесь на прогулку и попробуйте также видеть, слышать и ощущать на улице (когда слушаете, не нужно закрывать глаза, достаточно “переключить” свои ощущения, это будет легко после тренировки дома). Через некоторое время вы увидите, что не раньше не замечали множество интересных предметов на привычных маршрутах, вам будут встречаться всё больше интересных людей на улице.

#психология #творчество #креативность #развитие креативности #практика осознанности #тренировка внимания #творческое мышление #творческое развитие #творческая личность #абстрактное мышление