Найти тему
LADA Niva Documentary ©

Журнал из Нидерландов Auto Moto Klassiek: Лада "Нива". Этот бессмертный русский

Нидерландский журнал Auto Motor Klassiek опубликовал материал Эрика ван Путтена, посвященный истории "Нивы". Сам журналист называет статью одой и заканчивает ее вовсе словами на русском языке. Предалагем познакомиться с нашим переводом на русский язык. В качестве иллюстраций использованы фоторграфии, присланные комментаторами нидерландского издания.

Она принадлежит к специальному типу автомобилей, выпускаемых в почти неизменном виде на протяжении нескольких десятков лет. Иначе говоря, её до сих пор собирают в Тольятти. Приятный русский образ стал легендой и горячо любим как классика. Речь идет о бессмертной Lada Niva. И это будет не техническая история, а ода.

-2

Lada Niva официально появилась на свет как ВАЗ-2121 после семи лет периода разработки. Конечно, автомобиль разрабатывался для внутреннего рынка, где его можно было использовать на обычных дорогах, в сельской местности и на труднопроходимых пространствах. Он дебютировал как 3-дверный автомобиль с постоянным полным приводом и двигателем объемом 1570 куб.см с одним итальянским двойным карбюратором Вебера. Мотор пришел от Lada 1600 GL (ВАЗ-2106). Русским удалось сконструировать внедорожник, который казался намного больше своих реальных 3,72 метра. «Нива» вынужденно имела в экстерьере черты FIAT и могла бы поплыть по жизни так же как, например, Compagnola. Однако Lada не нуждалась в наклейке FIAT, чтобы уже с самого начала пользоваться высоким спросом. Её внедорожные качества и удобство в повседневном использовании были достаточными причинами для покупки многими как в Советском Союзе, так и за его пределами. Для делового, общественного или просто для частного пользования.

Универсал с вездеходными возможностями

В прессе «Ниву» описывали как универсал с повышенной проходимостью. Сегодня такие автомобили мы называем по-современному Sport Utility Vehicle(спортивно-утилитарный автомобиль – прим.ред.), но тогда ВАЗ-2121 был несомненной удачей. «Нива» (ВАЗ 1600) создала собственную нишу в линейке внедорожников. Было что-то приятное в её размерах и округлых формах, что все увидели после внедрения. Технически автомобиль был оборудован для езды в условиях бездорожья. Например, раздаточная коробка с функцией блокировки, возможность включения высшей и низшей передачи, двойная тормозная система. Отделка была практичной, но отнюдь не спартанской. Например, «Нива» получила не только вышеупомянутый двигатель от Lada 10,5 GL (тут, вероятно, нидерландский журналист перепутал с Lada 1,5GL – прим.ред.), но и ряд аксессуаров. Функциональность Lada была во многом сохранена в «Ниве». Интерьерные детали обшиты кожзаменителем, пол выстелен резиновыми ковриками. По доброму русскому обычаю там была внушительная многолитровая система охлаждения и такой же обогреватель. Lada также комплектовалась стандартной и специальной сумкой с инструментами. Большие внедорожные колеса делали автомобиль особенно неотразимым и полезным для людей, которым часто хотелось съехать с трассы.

Сумка с инструментами советской эпохи, которой комплектовалась "Нива"
Сумка с инструментами советской эпохи, которой комплектовалась "Нива"

Везде применимая

C дружелюбным подмигиванием «Нива» стала встречаться везде в качестве основной. Это была доступная альтернатива в сегменте полноприводных автомобилей. Причем, альтернатива, которая не избегает пересеченной местности и впечатляющих холмов. «Россиянин» удивил многих и везде крайне усложнил конкуренцию для более дорогих брендов на рынке внедорожников. Между тем, «Жигули» применялись повсюду. И на ралли и как транспортное средство во время масштабных строительных проектов, да где угодно. Это не был кабинетный социалист или коммунист. Если надо, «Нива», засучив рукава, обращалась к более широкой аудитории.

Расширение и изменение торговой марки

LADA быстро поняла, что с «Нивой» попала в яблочко. LADA расширила программу. Была выпущена версия c двигателем 1300 куб.см., с годами были добавлены дополнительные стилевые изменения кузова и опций. На «Ниве» 1700 LADA внесла внешние изменения в первоначальную концепцию, а также представила двигатели 21215 с карбюратором и впрыском. Появились и удлиненные версии с тремя и пятью дверьми. Была доступна версия с дизельным двигателем 2020 (1,9 литра) «Пежо». И так далее. «Нива» была гибкой, но притом годами не продавалась как «Нива». Сотрудничество между LADA и GM привело не только к созданию Chevrolet Niva совершенно другой конструкции. Начиная со второй половины 2004 года «русский» выставлялся во всевозможных автомобильных шоурумах как «Нива», как «Нива 4х4» или как «4х4 что угодно».

Смена акцента при сохранении индивидуальности

За прошедшие годы «Лада» перенесла косметические и технические процедуры. И любой, увидевший «Ниву» последних лет постройки, не сможет не заметить: особое внимание сместилось на сочетание грубости и роскоши. Она сохранил то, что уже имела: изначальную форму. В Нидерландах, кстати, еще в 2010 году исключена из зачёта, потому что налог на СО2 сделал «русского» в Нидерландах недоступным для покупки. Но LADA с радостью продолжила строить полноприводные автомобили. И это все еще продолжается. В 2019 году под именем Niva Legend российская версия появилась в красивой, хорошо оснащенной и более практичной комплектации. А недавно российский производитель представил очередную новинку племени «Нивы»: Legend Bronto. Тот факт, что «Нива» еще сходит новая с конвейера, является большим достижением в наше время жестких требований к экологии и безопасности.

«Дольше-всех-выпускающийся» после ухода Land Rover Defender

Безусловно, в этом сегменте Land Rover Defender в течение многих лет вместе со своими предшественниками был автомобилем с самым большим сроком выпуска. Но когда несколько лет назад «британец» вышел на пенсию, «Нива» вдруг стала самым долгостроящимся внедорожником. И LADA до сих пор продлевает этот срок, посему благополучно сходит с конвейера. Тем временем статус Lada Niva как классики растет. Эй, кто там сейчас на рынке классической «Нивы»: поторопитесь! Ведь ожидаемое повышение цены на оригинальную модель вполне оправдано. Как мы знаем из верных источников, еще немного и привлекательный экземпляр просто исчезает.

Ежедневно встречающийся культовый автомобиль

Растущая (классическая) популярность неудивительна. Её классические архетипы, первобытная сила и возможности ехать куда угодно делают 45-летнюю «старушку» неувядающей и вечно молодой. Кроме того, Lada Niva управляется легче, чем ожидалось. За почти 45 лет она показала, что делает то, что умеет делать. Да, теперь она немного более, чем раньше, «госпожа для променада», особенно в поздних версиях. Но она остается культом. Потому что представляет собой идеальное сочетание бесстрашия, бессмертия и привлекательности. И вот что еще: вы можете рассчитывать на свою «Ниву» ежедневно, если вы не слишком торопитесь в поездках. Управляя таким автомобилем вам захочется работать, получать удовольствие и впечатления. Вы остаетесь с нами надолго, Нива! (эти слова написаны в статье по-русски – прим.ред.) Да останешься ты с нами надолго, «Нива»!

4/12/2022 Ю.Е.Е.

Lada
208,9 тыс интересуются